Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
19 октября 2025 г. 19:51



6

А56-101066/2023



071/2024-64896(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2024 года

Дело №

А56-101066/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космо Сервис Монблан» Васиной В.В. (доверенность от 09.01.2024), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новикова А.В. (доверенность от  17.06.2024),
     рассмотрев 09.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космо Сервис Монблан» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2024 по делу                     № А56-101066/2023,
                                                   у с т а н о в и л:
     
     общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космо Сервис Монблан», адрес: 195112, Санкт-Петербург, Перевозный пер., д.4, стр. 1 пом.75Н, ОГРН 10898448003080, ИНН 7802450208, (далее - ООО «УК «Космо Сервис Монблан», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург,  Малоохтинский пр., 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 19.09.2023 № 12/201/23-К-р.
     Решением суда от 21.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 28.04.2024, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
       В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и оспариваемое предписание, ссылаясь на то, что начисление собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме платы за электроэнергию по индивидуальным приборам учета производит ресурсоснабжающая организация самостоятельно без участия управляющей организации (осуществляются прямые взаиморасчеты), т.е. управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги только в части содержания общего имущества. В виду того, что показания жилых и нежилых помещений по действующему законодательству учитываются в случае оснащенности дома коллективным прибором учета и при наличии решения общего собрания об оплате расходов на содержание общего имущества исходя из показаний ОДПУ по определенной формуле, а коллективный (общедомовой) прибор учета не введен в коммерческий учет, это не позволяет Обществу применить формулу при расчетах, на которой настаивает Инспекция
     Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представитель ГЖИ с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, Инспекцией в период с 11.09.2023 по 19.09.2023 на основании решения от 08.09.2023 №12/201/23-К-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УК                 «Космо Сервис Монблан», осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д.9, корпус 3, стр.1 (далее - МКД). Основанием для проверки послужило обращение от 09.08.2023                       № ОБ-7986-15/23-0-0, содержащее сведения о необоснованных начислениях платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества (далее - КР СОИ)
     Результаты проверки отражены в акте документарной проверки от 19.09.2023 № 12/201/23-К-р. По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущено нарушение пункта 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29(2) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) при начислении платы на КР СОИ электроэнергия, в связи с чем Инспекция выдала ООО «УК «Космо Сервис Монблан» предписание от 19.09.2023 №12/201/23-К-р об устранении нарушений обязательных (лицензионных) требований путем выполнения расчета платы по услугам КР СОИ электроэнергия в соответствии с требованиями пункта 29(2) Правил №491 и части 9.2 статьи 156 ЖК РФ с сентября 2020 года по август 2023 года по лицевому счету квартиры №324.
     Не согласившись с предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд.
     Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания о необходимости осуществления перерасчета платы за электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН) в спорный период. При этом суды не установили нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ), задачам и целям правового регулирования в сфере жилищного законодательства.
     Законность оспариваемого предписания суды обосновали следующим.
     В силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
     Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
      При этом, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
      Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
     1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Как следует из протокола общего собрания собственников МКД от 25.10.2018 собственниками принято решение о порядке распределения жилищной услуги КР СОИ, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
     Управляющая компания в платежных документах за сентябрь 2020 - август 2023 также указывало, что производит начисления за КР СОИ электроэнергии исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета.
     При этом, между АО «ПСК» и управляющей компанией заключен договор энергоснабжения от 07.02.2017 № 78020000083470 (в том числе, в отношении спорного МКД) в приложении 2.1 к которому отражено, что при начислении платы КР СОИ электроэнергии в МКД расчет производится только из показаний целевых приборов учета электроэнергии согласованных в названом  приложении в качестве расчетных (далее - приборы учета): -типа ЦЭ2727А 10(100) № 4064879 (коммунальное освещение; место установки - ГРЩ 1); -типа ЦЭ2727А 5(10) № 4064608 (лифт; место установки - ГРЩ 1); -типа ЦЭ2727А 5(50) № 4064929 (система автоматической противопожарной защиты, аварийное освещение; место установки - ГРЩ 1); -типа ЦЭ2727А 5(10) № 4065702 (вентсистема; место установки - ГРЩ 1); -типа ЦЭ2727А 10(100) № 4064702 (коммунальное освещение; место установки - ГРЩ 2); -типа ЦЭ2727А 5(10)                    № 4065711 (лифт, ЩИТП; место установки - ГРЩ 2); -типа ЦЭ2727А 10(100)                  № 4064886 (система автоматической противопожарной защиты, аварийное освещение; место установки - ГРЩ 2); -типа ЦЭ2727А 5(10) № 4065709 (вентсистема; место установки - ГРЩ 2); -типа ЦЭ2727А 5(50) № 4064914 (коммунальное освещение; место установки - ГРЩ 3); -типа ЦЭ2727А 5(10)                 № 4065691 (лифт, ЩИТП; место установки - ГРЩ 3); типа ЦЭ2727А 5(50)                      № 4064373 (система автоматической противопожарной защиты, аварийное освещение; место установки - ГРЩ 3); -типа ЦЭ2727А 5(10) № 4064634 (вентсистема; место установки - ГРЩ 3).
     Инспекция удостоверилась в том, что начисление платы КР СОИ электроэнергия по лицевому счету квартиры № 324 в МКД с сентября 2020 по август 2023 года производилось по показаниям целевых приборов учета электроэнергии (коммунальное освещение, лифты и др. потребителей отраженных в Дополнительном соглашении от 28.07.2017 к Договору), без учета потребления электроэнергии жилыми и нежилыми помещениями, что является несоблюдением подпункта г пункта 29(2) Правил № 491.
     В силу пункта 29(2) Правил № 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
     При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в том числе в следующем порядке:
     а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
     г) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, - по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
     Пунктом 13 раздела III Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила   № 354) предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
        , где одним из применяемых показателей являются Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и S(об) - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
     Поскольку возможность использования при расчете объема (количества) КР СОИ по электрической энергии в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, каких либо иных формул, не учитывающих потребление электроэнергии жилыми и нежилыми помещениями, ни Правилами № 491, ни разделом III Приложения № 2 к Правилам № 354 не предусмотрена, то Инспекция, учтя наличие протокола общего собрания от 25.10.2018 (обязывающего распределять жилищную услугу КР СОИ, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного/общедомового прибора учета), обоснованно отметила необходимость применения при расчетах положения подпункта «г» пункта 29(2) Правил № 491 и пункта 13 Приложения № 2 к Правилам № 354.
     С учетом изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией при наличии достаточных фактических и правовых оснований. Предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку не возлагает на него дополнительных обязанностей помимо установленных законом, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
     Выводы судов двух инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
     Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 1286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

                                                    п о с т а н о в и л:
     

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2024 по делу № А56-101066/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космо Сервис Монблан» - без удовлетворения.


Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин
В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92