Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
16 июля 2025 г. 10:49



2

А56-118291/2023



78/2024-65276(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 октября 2024 года

Дело №

А56-118291/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер» Дубинина А.Н. (доверенность от 20.12.2023) и Лапенкова К.В. (доверенность от 20.12.2023), от Северо-Западной электронной таможни Быданцевой Ю.О.  (доверенность от 27.12.2023),
     рассмотрев 15.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2024 по делу № А56-118291/2023,
     

у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс-Тайер», адрес: 199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 17, корп. 1, лит. Д, офис 217, пом. 1-Н, 5-Н, ОГРН 1127847518776, ИНН 7801585322 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 02.09.2023 № РКТ-10228010-23/500229 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (далее - Решение № 80).
     Решением суда первой инстанции от 15.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2024, заявленные требования удовлетворены.
     В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 15.03.2024 и постановление от 17.06.2024, принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
     Как указывает податель кассационной жалобы, на основании технической документации, представленной Обществом при декларировании товара, заключения Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в г. Владивостоке от 28.08.2023 № 12410007/0019275 эксплуатация ввезенных Обществом шин торговой марки NORMAKS модели HARD ROCK размера 315/80R22.5 167/164D возможна на транспортных средствах, предназначенных для перевозки груза. По мнению Таможни, суды при рассмотрении спора не учли классификационные решения BTI от 22.09.2022 № NLBTI2022-0638. NLBTI2022-0639, изображения из Сборника классификационных решений, принятых Комитетом по Гармонизированной системе (67 сессия Всемирной таможенной организации; далее - ВТамО, апрель 2021 года, 69 сессия ВТамО, март 2022 года), актуальную судебную практику (дела № А51-3585/2022,             А51-5253/2022). При этом таможенный орган настаивает на том, что текст субпозиции 4011 80 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров подробнее раскрывает текст субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС и позволяет сделать вывод, что в спорной подсубпозиции подлежат классификации не шины карьерных самосвалов, а шины строительных, горнодобывающих и промышленных погрузо-разгрузочных машин, отнесенных к типу транспортных средств ввиду их самоходных качеств и классифицируемых в товарных позициях 8429, 8430 ТН ВЭД ЕАЭС.
     В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
     В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом и компанией «TERCELO International Co., Limited» (Китай) заключен внешнеторговый контракт от 14.04.2023, во исполнение которого на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в сентябре 2023 года ввезен и задекларирован по декларации на товары                                 № 10228010/020923/3108203 товар № 1 - шины пневматические резиновые новые,  для машин, используемых в строительстве/промышленности, в наборе с камерой, ободной лентой, уплотнительным кольцом и без них, не для езды по дорогам общего пользования, имеющие карьерный рисунок протектора аналогичный рисунку «волна» и предназначенные для эксплуатации в карьерах, на открытых угле- и рудоразработках вне дорог общего пользования, максимальная скорость - 65 км/час; производитель: SHANDONG NEW HAWK TYRE CO., LTD; товарный знак: NORMAKS, модель HARD ROCK, артикул 315/80R22.5 167/164D.
     При таможенном декларировании товар классифицирован Обществом по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД  ЕАЭС «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности», которому соответствует ставка таможенной пошлины 5%.
     В ходе таможенного контроля Таможня, сославшись на заключение Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в г. Владивостоке от 28.08.2023 № 12410007/0019275, приняла решение от 02.09.2023                                № РКТ-10228010-23/500229, согласно которому товар классифицирован по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: -- с индексом нагрузки более 121», которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 10%.
     Не согласившись с выводами таможенного органа, Общество оспорило решение Таможни в судебном порядке.
     Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о доказанности Обществом обоснованности определения товара по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, и не предоставления Таможней достаточных и бесспорных доказательств классификации спорного товара в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
     Решением № 80 вместе с ТН ВЭД ЕАЭС были утверждены Единый таможенный тариф ЕАЭС, Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ЕАЭС.
     Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
     В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
     Согласно абзацам второму и третьему пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по вопросам классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
     Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
     В товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС включаются шины и покрышки пневматические резиновые новые.
     Как следует из построения товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых осуществляется по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.
     Спор между Обществом и Таможней касается отнесения спорного товара к различным товарным субпозициям товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС: 4011 20, в которую включаются шины для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, либо 4011 80, к которой отнесены шины для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
     Рассматривая спор, суды обоснованно указали, что при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
     Как установлено судами, в соответствии с заключением таможенного эксперта от 28.08.2023 № 12410007/0019275, подготовленным по результатам исследования аналогичного товара, на которое ссылается Таможня, шины марки NORMAK модели HARD ROCK размера 315/80R22.5 предназначены для техники, перевозящей грузы. При этом эксперт указал, что ввиду наличия на исследуемом образце неоднозначных маркировочных обозначений, а также неполной и неоднозначной информации о товаре, установить для каких транспортных средств или машин предназначены шины не представляется возможным. Между тем из содержания заключения усматривается наличие на шинах: индекса скорости (D), содержащего сведения о  максимальной скорости 65 км/ч;  маркировки «OFF THE ROAD», означающей, что шины предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья; символа «**», определяющего индекс прочности каркаса (норма стойкости); индекса несущей способности (нагрузки).
     Согласно заключению таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Владивосток Экспертно-исследовательского отдела № 2 (г. Находка) от 31.07.2023 № 12410080/0016558, представленному Обществом в отношении аналогичного товара, эксплуатация шин марки NORMAK модели HARD ROCK размера 315/80R22.5 167/164D возможна на транспортных средствах, предназначенных для перевозки грузов, при соблюдении требований эксплуатационной документации изготовителей конкретных транспортных средств, преимущественно в условиях бездорожья с максимальной эксплуатационной скоростью не более 65 км/ч. Эксперт указал, что на шины нанесены надписи и обозначения, которые наносятся на пневматические шины по ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия», ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия», ГОСТ 8430-2003 «Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия», ГОСТ ИСО 4209-1-2006 «Межгосударственный стандарт. Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины», ГОСТ Р ИСО 13442-2017 «Шины и ободья для строительных машин. Технические требования».
     На основании исследования заключений таможенного эксперта, положений ГОСТ 8430-2003 суды заключили, что технические характеристики (тип рисунка протектора, индекс скорости, индекс нагрузки, наличие маркировки «OFF THE ROAD») ввезенных шин дают основание для вывода об использовании их на специальных транспортных средств и машинах, используемых в строительстве, горном деле и промышленности в условиях бездорожья.
     Суды отклонили ссылку таможенного органа на письмо компании «TERCELO International Co., Limited», содержащее информацию о рекомендации устанавливать шины на самосвалы, предназначенные для работы в угольных карьерах. Как верно указали суды, сведения производителя сами по себе не исключают возможность установки спорных шин на специальную технику. Согласно сведениям с сайта производителя шины предназначены для работы в тяжелых условиях, для эксплуатации в карьерах, на открытых угле- и рудоразработках, вне дорог общего пользования.
     В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на письмо компании «TERCELO International Co., Limited», утверждает, что шины устанавливаются на самосвалы с колесной формулой 6х4 такого производителя автомобилей как VOLVO в его серии автомобилей VOLVO FMX 6х4. При этом таможенный орган заявляет, что исходя из товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС «моторные транспортные средства для перевозки грузов» к транспортным средствам для перевозки грузов относятся все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов независимо от условий использования (по дорогам общего пользования, в условиях бездорожья, в смешанных условиях). Данные обстоятельства, как считает Таможня, дают основание для вывода, что шины, которыми комплектуются внедорожные самосвалы, разработаны для грузового автомобиля специальной конструкции, т.е. моторного транспортного средства для перевозки грузов.
     Как пояснило Общество, согласно информации, полученной от конечного пользователя - общества с ограниченной ответственностью «Норд МБ», ввезенные шины специального назначения применяются на грузовых автомобилях в горном деле, карьерах, не предназначены для дорог общего пользования, имеют специальный протектор для лучшего сцепления с поверхностью в условиях бездорожья, усиленное армирование, которое придает им большую прочность и долговечность. Внешний вид спорных товаров (рисунок протектора) соответствует примерному изображению шин для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или строительстве, приведенному в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43).
     Доказательства, которые бы исключали возможность использования рассматриваемых шин на транспортных средствах, используемых именно в горнодобывающей промышленности, Таможня в материалы дела не представила.
     В материалах дела отсутствуют доказательства того, что транспортные средства, на которых могут устанавливаться спорные шины, применяются для транспортировки песка, камня, цемента, мрамора и т.п. в условиях бездорожья, т.е. по сути, могут использоваться также для перевозки груза по дорогам общего пользования.
     Довод подателя кассационной жалобы о том, что перевод текста субпозиции 4011 80 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров отличается от текста субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС и позволяет сделать вывод, что в спорной подсубпозиции подлежат классификации не шины транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, а шины строительных, горнодобывающих и промышленных погрузо-разгрузочных машин, отнесенных к типу транспортных средств ввиду их самоходных качеств и классифицируемых в товарных позициях 8429, 8430 ТН ВЭД ЕАЭС, не принимается судом кассационной инстанции.
     Разрешая спор, суды правильно указали, что сведения о видах транспортных средств, с которыми могут использоваться шины, являются классификационными признаками, а именно: классификация шин в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС зависит от того, предназначены шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили),  для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов либо для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. Спорный товар не может относиться к субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку его описание, назначение, характеристики и свойства, заложенные производителем, более точно соответствуют субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС. Ввезенные шины в соответствии с техническими характеристиками не предназначены для применения на автобусах или моторных транспортных средствах для перевозки грузов. Основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид транспорта, для которого данные шины предназначены. Спорный товар предназначен исключительно в качестве шины для использования на  самосвалах карьерных, осуществляющих транспортировку горных масс в горнодобывающей промышленности.
     Ссылка таможенного органа на классификационные решения BTI от 22.09.2022 № NLBTI2022-0638, NLBTI2022-0639, а также на классификационные решения, содержащиеся в Сборнике классификационных решений, принятых Комитетом по Гармонизированной системе (67 сессия ВТамО, апрель 2021 года, 69 сессия ВТамО, март 2022 года) неосновательна.
     По классификационным решениям BTI от 22.09.2022 № NLBTI2022-0638, NLBTI2022-0639 областью применения пневматических шин являются колеса автомобилей или машин для сельского и лесного хозяйства, а указанные в классификационные решения, содержащиеся в Сборнике классификационных решений, принятых Комитетом по Гармонизированной системе (67 сессия ВТамО, апрель 2021 года, 69 сессия ВТамО, март 2022 года), касаются шин, имеющих характеристики, отличные от ввезенного Обществом товара, в том числе по индексу скорости.
     Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования, признали недействительным оспариваемое решение таможенного органа о классификации товара по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
     Обусловленное ссылками на судебные акты по другим делам, принятым по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору, несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о наличии достаточных оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
     Выводы судов основаны на исследовании и оценке представленных доказательств в их совокупности, материалам дела не противоречит. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
     Изложенные в кассационной жалобе доводы Таможни сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
     При таком положении суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2024 по делу № А56-118291/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

О.Р. Журавлева

 С.В. Соколова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92