Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
4 августа 2025 г. 10:07



7

А21-9996/2023



908/2024-73077(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 ноября 2024 года

Дело №

А21-9996/2023

       Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе                 председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
       при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы                              по Калининградской области Драгуновой К.Д. (доверенность от 26.08.2024),
       рассмотрев 18.11.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2024 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 27.06.2024 по делу № А21-9996/2023,
     

у с т а н о в и л :

       Государственное казенное учреждение Калининградской области                            (далее - ГКУ КО) «Центр обеспечения организации и проведения торгов»,                    адрес: 236006, Калининград, Геологическая ул., д. 1, ОГРН 1103925014654, ИНН 3904612235 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями:
       о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области,  адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), от 16.05.2023 № 039/06/48-360/2023 и предписания от 16.05.2023                              № 32-кс/2023 (дело № А21-9996/2023);
       о признании недействительным решения УФАС от 16.05.2023                                        № 039/06/48-361/2023 (дело № А21-9998/2023).
       Определением суда первой инстанции от 28.11.2023 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А21-9996/2023.
       Судом к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество               с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Кейс», адрес: 236011, Калининград, Судостроительная ул., д. 144, ОГРН 1073906001311, ИНН 3907056561, ООО «Бартон», адрес: 660077, г. Красноярск, ул. Авиаторов, д. 5, пом. 330, ОГРН 1042402963503, ИНН 2466122054, ООО «Научно-производственное предприятие «Бевард»,  адрес: 660098, г. Красноярск, ул. Молокова, д. 16, оф. 355, ОГРН 1122468006385, ИНН 2465266818, ГКУ КО «Безопасный город», адрес: 236006, Калининград, Московский пр., д. 190, ОГРН 1143926018499, ИНН 3906325853, индивидуальный предприниматель Четверикова Лидия Сергеевна, ОГРНИП 313547615500309, ИНН 424603357749                (далее - Предприниматель).
      Решением суда первой инстанции от 04.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
      В кассационной жалобе (с учетом объяснений от 10.10.2024) Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, указывая, что действовавшее при проведении аукциона законодательство связывает подтверждение страны происхождения радиоэлектронной продукции исключительно с наличием в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр) сведений о продукции, а не со сроком действия заключения о подтверждении производства. Суды обосновали свои выводы нормами постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878), которые вступили в силу после размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещения об аукционе, в связи с чем не подлежали применению к спорным правоотношениям. Законодательство не возлагает на комиссию заказчика (уполномоченный орган) обязанность по проверке достоверности представленных участником закупки сведений  и документов в отношении предложенного товара в других источниках информации.    
      В судебном заседании представитель Управления возразила на доводы кассационной жалобы по мотивам отзыва.
      Учреждение и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд              не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
      Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
      Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.04.2023 Учреждением в ЕИС размещено извещение № 0335200014923001176 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования системы видеонаблюдения для расширения системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Начальная (максимальная) цена контракта -  5 591 714 руб. Заказчик - ГКУ КО «Безопасный город».
      Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013               № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
      Предпринимателем, ООО «Кейс» были поданы жалобы на действия комиссии Учреждения. В жалобах указано, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2023 № ИЭА1 победителем признано ООО «Бартон», предложившее к поставке                                 оборудование: IP КАМЕРА BEWARD SV81716RBZ РЭ-9297-22, IP КАМЕРА BEWARD  SV81710RZX РЭ-9300-22. При  этом в соответствии с информацией, указанной в Реестре, срок действия реестровых записей на данное оборудование                     закончился 31.03.2023.
     По результатам рассмотрения жалоб УФАС приняты решения от 16.05.2023             № 039/06/48-360/2023, от 16.05.2023 № 039/06/48-361/2023, которыми жалобы признаны обоснованными, комиссия Учреждения признана нарушившей пункт 5             части 12 статьи 48 и подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона № 44-ФЗ.
     УФАС мотивировало решения тем, что представленная в составе заявки с идентификационным номером 124 декларация с указанием номеров реестровых записей из Реестра РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22, внесенных в Реестр на основании заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации от 15.11.2021 № 98877/11 (далее - Заключение), срок действия, которого завершен 31.03.2023, не может являться подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, в связи с чем данное оборудование приравнивается к иностранным товарам, вследствие чего действия комиссии Учреждения, выразившиеся в неотклонении заявки с идентификационным              номером 124, нарушили требования подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 и                             пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
     Согласно предписанию УФАС от 16.05.2023 № 32-кс/2023 об устранении выявленных нарушений необходимо в срок не позднее 31.05.2023: отменить протокол   подведения итогов определения поставщика  (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2023 № ИЭА1 (извещение № 0335200014923001176); отменить процедуру заключения контракта по результатам проведения аукциона; осуществить рассмотрение заявок    на участие в аукционе в соответствии с выводами решения УФАС от 11.05.2023 по                делу № 039/06/48-360/2023. В течение трех дней с момента исполнения                              предписания  следовало представить в Управление подтверждение в письменном виде.
     Учреждение, не согласившись с решениями и предписанием УФАС, обратилось в суд.  
     Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
     Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
     Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
     В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
     Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с  частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
     Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 названного Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
     - рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
     Согласно подпункту 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
          - информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
      В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Постановлением № 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
     В силу пункта 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
     Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в Реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719                        «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) (далее - Постановление № 719).
      При этом в Постановлении № 878 указано: «В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр)».
      Пунктом 3(1) Постановления № 878 предусмотрено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным               подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет номер реестровой записи из Реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено                       Постановлением № 719.
      Как следует из материалов дела, в составе извещения Учреждением установлены условия допуска для товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также установлены ограничения, предусмотренные Постановлением № 878.
      В пункте 3 раздела 1 документа «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» извещения о проведении аукциона заказчиком установлены, в том числе, требования о предоставлении участниками аукциона информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе:
     - номер реестровой записи из Реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено Постановлением № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
     - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)».
     Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 28.04.2023 № ИЭА1 на участие в закупке поступило 5  заявок. Рассмотрев указанные заявки, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона № 44-ФЗ, комиссия Учреждения приняла решение об отклонении заявки с идентификационным номером 23 (предложен товар со страной происхождения Тайвань (Китай), которая не удовлетворяла требования пункта 3 Постановления № 878. Заявки с идентификационными номерами 124, 204, 191, 248 признаны соответствующими извещению о проведении аукциона.
     В заявке с идентификационным номером 124 (победитель) к поставке предложены IP КАМЕРА BEWARD SV81716RBZ, IP КАМЕРА BEWARD SV81710RZX с указанием номеров реестровых записей из Реестра РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22.
     Однако УФАС установлено, что по реестровым записям РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22 срок Заключения установлен до 15.11.2022 и продлен на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 553                          «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 553), согласно которому действующие документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации до вступления в силу настоящего постановления, действительны до 01.04.2023.
       В силу введенного постановлением Правительства Российской Федерации                 от 27.03.2023 № 486 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 486) с 20.04.2023  подпункта «в» пункта 10 Правил формирования и ведения реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных Постановлением № 878, Минпромторг России исключает радиоэлектронную продукцию из Реестра в случае истечения срока действия заключения о подтверждении производства продукции.
     Согласно пункту 2 Постановления № 486  данное постановление вступает в силу с 20.04.2023 без каких-либо исключений и условий, указанных, к примеру, в пункте 2 более позднего постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2023  № 2094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
      При таких обстоятельствах Управлением сделан обоснованный вывод о том, что на дату подачи и рассмотрения заявки на участие в аукционе по реестровым записям  РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22, указанным в заявке с идентификационным номером 124, срок действия Заключения завершен 31.03.2023, запись о таком сроке имеется в Реестре.
      Неисключение самих реестровых записей РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22 и продукции по ним из Реестра факт истечения срока действия Заключения не отменяет. При этом существенность срока действия такого заключения о подтверждении вытекает из приведенных выше положений пункта 2 Постановления № 553, установления и продления на определенный срок рассматриваемого Заключения.
      На основе указанного суды двух инстанций резюмировали, что представленная в составе заявки с идентификационным номером 124 декларация с указанием номеров реестровых записей из Реестра РЭ-9297-22 и РЭ-9300-22, внесенных в Реестр на основании Заключения, срок действия которого завершен 31.03.2023, не может являться подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением № 878, в связи с чем данное оборудование приравнивается к иностранным товарам.
      Информация о сроке действия Заключения, само Заключение в формате .pdf, его реквизиты и сведения об электронной подписи лица, его подписавшего, были доступны в открытом доступе в Реестре на страницах с предлагаемым товаром, что  не требовало от комиссии Учреждения действий, выходящих за пределы ее полномочий.
      Довод Учреждения о правомерности применения Постановления № 878 в редакции от 16.11.2022 в связи с тем, что извещение об аукционе было размещено 18.04.2023 - до вступления в силу новой редакции (с 20.04.2023), является необоснованным в связи с тем, что спорная заявка подана, решение о признании заявки соответствующей принималось на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, то есть в момент действия редакции Постановления № 878 с учетом Постановления № 486. Заявка ООО «Бартон» подана 27.04.2023.
      Таким образом, комиссия Учреждения имела возможность проверить актуальность реестровых записей, поскольку в силу статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципах обеспечения конкуренции и профессионализма заказчиков и эффективности осуществления закупок, что предполагает знание членами комиссии подзаконных актов, взаимосвязанных с Законом о контрактной системе, непосредственно относящихся к предмету закупки и подлежащих обязательному применению, то есть, в рассматриваемом случае, обязательных для применения Постановления № 878, Правил, Постановления № 553.
      Согласно письмам Минпромторга России от 16.02.2023 № 15093/1, от 23.08.2023 № 88826/11 информация о сроке действия реестровой записи доступна пользователям Реестра во вкладке «Сертификаты, патенты, знаки качества» реестровой записи.                 По истечении такого срока соответствующая радиоэлектронная продукция не считается включенной в Реестр для целей реализации механизма, установленного Постановлением № 878.
      Следует также отметить, что Учреждение сообщило в УФАС об исполнении оспоренного предписания и определении иного победителя, согласно материалам дела контракт был исполнен.    
      С учетом указанного суды правомерно отказали в удовлетворении               заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального                 права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка доказательств произведена  с учетом требований статей 9, 65-71, 200, 201 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
      Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается             (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                          от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
      Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
      Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                              Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.03.2024 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2024                  по делу № А21-9996/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Е.А. Аникина

Л.Б. Мунтян

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92