Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
24 июля 2025 г. 07:39



2

А42-5223/2023



609/2024-80431(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 декабря 2024 года

Дело №

А42-5223/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от акционерного общества «Ситиматик» Истлеевской Э.Э. (доверенность от 15.05.2024), от общества с ограниченной ответственностью «Офицерское собрание» Деледивки Г.И. (генеральный директор),
     рассмотрев 24.12.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ситиматик» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2024 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2024 по делу № А42-5223/2023,
     

у с т а н о в и л:

     
     акционерное общество «Ситиматик» (119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, эт. 1, пом. IV, ком. 1-33, 35-53; ОГРН 1117746488232; ИНН 7725727149; далее - АО «Ситиматик») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Офицерское собрание» (183038, г. Мурманск, ул. Ленина, д. 27; ОГРН 1025100830842; ИНН 5190108136; далее - ООО «Офицерское собрание») о взыскании 7 173 846 руб. 45 коп. задолженности по договору        № 70/312/0004010 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, а также      189 083 руб. 41 коп. неустойки, начисленной на сумму задолженности по состоянию на 31.01.2023 (с учетом уточнения исковых требований).
     Судом для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят встречный иск ООО «Офицерское собрание» о признании незаключенным договора № 70/312/0004010 на оказание услуг по обращению с ТКО.
     Решением суда первой инстанции от 22.03.2024 отказано в удовлетворении первоначального иска, а встречный иск удовлетворен.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе АО «Ситиматик», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, первоначальные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, а встречный иск удовлетворению не подлежит.
     В судебном заседании представитель АО «Ситиматик» поддержала доводы жалобы, представитель ООО «Офицерское собрание» просил в удовлетворении жалобы отказать.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, АО «Ситиматик» с 01.01.2019 на основании соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10.01.2018 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области.
     На официальном сайте АО «Ситиматик» и в газете «Мурманский вестник» 08.02.2018 размещена публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО.
     АО «Ситиматик» направило ООО «Офицерское собрание» проект договора  № 70/312/0004010, согласно пунктам 1.4 и 9.1 которого его действие распространено на отношения сторон с 01.01.2020. Место накопления ТКО указано в Приложении № 1 к договору и определено как место нахождения объекта: административное здание, расположенное по адресу: г. Мурманск,  пр. Ленина, д. 27а.
     ООО «Офицерское собрание» проект договора не подписало и региональному оператору не направило.
     АО «Ситиматик», посчитав, что договор № 70/312/0004010 заключен на условиях типового договора, сославшись на оказание в период с 01.01.2020 по 31.12.2022 услуг по обращению с ТКО, направило ООО «Офицерское собрание» претензию с требованием о погашении задолженности.
     В связи с отклонением претензии АО «Ситиматик» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     ООО «Офицерское собрание», полагая, что договор № 70/312/0004010 не может считаться заключенным, обратилось в суд со встречным иском.
     Суд первой инстанции, установив, что между сторонами заключен иной договор на оказание услуг по обращению с ТКО, который не расторгнут, а спорный объект образования ТКО передан в безвозмездное пользование, а затем - в аренду иному лицу, с которым АО «Ситиматик» заключен прямой договор, пришел к выводу о незаключенности договора № 70/312/0004010 и в связи с этим отказал в удовлетворении первоначального иска.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
     Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
     В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
     Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016         № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) которых предусмотрена обязанность потребителя заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
     Как предусмотрено пунктом 8(18) Правил № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
     В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в собственности ООО «Офицерское собрание» находится трёхэтажное нежилое здание (здание бывшей казармы) общей площадью 3012 кв.м., кадастровый номер 51:20:0002123:92, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Генерала Журбы, д. 1. Постановлением Администрации города Мурманска от 22.08.2019 № 2834 зданию присвоен адрес: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 27а.
     Также в собственности ООО «Офицерское собрание» находится нежилое помещение общей площадью 948,2 кв.м., кадастровый номер 51:20:0002123:956, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Генерала Журбы, военный городок № 1. Данное нежилое помещение с 01.06.2018 передано в безвозмездное пользование ИП Деледивка А.Г. под техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (договор от 01.06.2018 № 1); с 01.02.2023 помещение передано ему в аренду (договор от 01.02.2023 № 03/2023).
     До 01.01.2019 услуги по перевозке и обезвреживанию твердых бытовых отходов от объектов ООО «Офицерское собрание» оказывались ООО «ОРКО-инвест» по договору от 01.01.2008 № 3008/08, которым предусматривался вывоз исполнителем отходов с территории заказчика по адресам, согласованных с заказчиком, в том числе - г. Мурманск, пр. Ленина, д. 27, а заказчик обязался установить контейнеры на специально оборудованной площадке.
     ООО «Офицерское собрание» по согласованию с ООО «ОРКО-инвест» и федеральным казенным учреждением «Дом офицеров Мурманского гарнизона» оборудовало на территории, прилегающей к зданию по пр. Ленина, д. 27, место для складирования отходов; один из контейнеров установлен на контейнерной площадке на принадлежащем заказчику земельном участке с кадастровым номером 51:20:002123-0038 по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, возле здания бывшей казармы.
     Как установили суды, поскольку расположенные на территории бывшего военного городка № 1 по ул. Генерала Журбы нежилые объекты капитального строительства не были индивидуализированы и имели один и тот же адрес    (ул. Генерала Журбы, д. 1 или ул. Генерала Журбы, военный городок № 1), в договоре от 01.01.2008 № 3008/08 объект был индивидуализирован как «Торговый центр», а в качестве ориентира для контейнеровозов указан условный адрес места накопления ТКО: ул. Генерала Журбы, д. 2, что соответствовало инвентарному номеру объекта и подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 09.01.2003.
     При этом адрес, указанный в договоре № 3008/08 (ул. Генерала Журбы, д. 2), одновременно являлся адресом для двух объектов - для здания бывшей казармы и для здания инфекционного отделения военно-морского госпиталя.
     После утверждения постановлением Администрации города Мурманска от 28.05.2018 № 1526 Перечня мест накопления ТКО зданию госпиталя присвоен адрес: ул. Генерала Журбы, д. 1, корп. 2, но изменения в Перечень внесли только в декабре 2020 года.
     На основании заявления ООО «Офицерское собрание» от 28.12.2018 между ним и АО «Управление отходами» (в настоящее время - АО «Ситиматик») заключен договор № 74/312/1000186, согласно которому место накопления ТКО - ул. Генерала Журбы, д. 2а, срок действия договора с 01.01.2019 по 09.01.2028. Данный адрес соответствует адресу контейнерной площадки, указанному в Территориальной схеме, - ул. Генерала Журбы, д. 2, куда и складировались ТКО из здания по пр. Ленина, 27а.
     В связи с этим на основании исследования представленных в материалы дела доказательств суды установили, что из договора № 74/312/1000186 не следует, что он заключен в отношении нежилого помещения - мастерской (кадастровый номер 51:20:0002123:956); данный договор заключен на оказание услуг по обращению с ТКО с вывозом их с места накопления ТКО, расположенного по адресу: пр. Ленина, д. 27а (прежний адрес: ул. Генерала Журбы, д. 2), договор исполняется сторонами, задолженности по нему у ООО «Офицерское собрание» перед региональным оператором не имеется.
     Судами так же установлено, что с 01.06.2018 нежилое помещение (мастерская) с кадастровым номером 51:20:0002123:956 не использовалось ООО «Офицерское собрание», а было передано в безвозмездное пользование ИП Деледивка А.Г. с целью оборудования под техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; с 01.02.2023 данное помещение передано ему по договору аренды от 01.02.2023 № 03/2023.
     Между АО «Ситиматик» и ИП Деледивка А.Г. заключен прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.07.2023 № 70/3320004720, согласно которому местом накопления ТКО является контейнерная площадка по адресу: ул. Генерала Журбы, д. 4, а не ул. Генерала Журбы, д. 2а.
     АО «Ситиматик» 18.11.2022 направило ООО «Офицерское собрание» проект договора № 70/312/0004010, типовые условия которого, за исключением срока действия и приложений, соответствуют условиям договора № 74/312/1000186; в проекте договора указано, что объектом образования ТКО является здание, расположенное по пр. Ленина, д. 27а, а место накопления ТКО определено -  пр. Ленина, д. 21.
     О своем несогласии с заключением договора № 70/312/0004010 ввиду наличия между сторонами действующего договора № 74/312/1000186 ООО «Офицерское собрание» неоднократно уведомляло регионального оператора, в том числе письмами от 23.01.2023, от 24.02.2023.
     Поскольку ранее заключенный договор не расторгнут и не заменен путем соглашения о новации, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований ООО «Офицерское собрание» о признании незаключенным договора № 70/312/0004010.
     При этом суды отклонили ссылку АО «Ситиматик» на ранее рассмотренные дела № А42-1020/2022 и № А42-2889/2022 о взыскании с ООО «Офицерское собрание» задолженности по договору № 74/312/1000186, указав, что объект, как источник образования ТКО, в том числе «Здание мастерской», в исках вообще не был указан.
     Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции, установив, что между сторонами заключен договор № 74/312/1000186 на оказание услуг по обращению с ТКО со сроком действия с 01.01.2019 по 09.01.2028 в отношении одного объекта (здание бывшей казармы), а второй объект (нежилое помещение) передан в безвозмездное пользование, а затем - в аренду иному лицу, с которым АО «Ситиматик» заключен прямой договор, пришел к выводу о незаключенности договора № 70/312/0004010 и в связи с этим отказал в удовлетворении первоначального иска, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
     Вместе с тем судами не учтено, что договор № 74/312/1000186 фактически заключен в отношении объекта образования ТКО «Нежилое здание», кадастровый номер 51:20:0002123:92 (здание бывшей казармы), тогда как иск АО «Ситиматик» заявлен о взыскании задолженности по договору                      № 70/312/0004010 в отношении объекта образования ТКО «Нежило помещение» («Здание мастерской»), кадастровый номер 51:20:0002123:956, за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, то есть за период до заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.07.2023 № 70/3320004720 между    АО «Ситиматик» и ИП Деледивка А.Г.
     В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023, указано, что в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
     Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).
     В соответствии с пунктом 8(2) Правил № 1156 при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
     В связи с этим судам следовало установить, уведомлен ли региональный оператор о передаче ООО «Офицерское собрание» нежилого помещения с кадастровым номером 51:20:0002123:956 ИП Деледивка А.Г.
     Поскольку данное обстоятельство судами не установлено, вывод судов о том, что исковые требования АО «Ситиматик» удовлетворению не подлежат, поскольку права на объект образования ТКО (нежилое помещение) с 01.06.2018 перешли к арендатору, с которым заключен прямой договор, а договор              № 70/312/0004010 является незаключенным, недостаточно обоснован.
     В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
     При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, связанные с правильным разрешением спора, в том числе об исполнении потребителем (ООО «Офицерское собрание» или ИП Деледивка А.Г.) положений пункта 8(2) Правил № 1156, установить объект образования ТКО, в отношении которого сторонами заключен договор № 74/312/1000186, после чего с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2024 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2024 по делу № А42-5223/2023 отменить.
     Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

А.Г. Кудин
 В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92