Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
16 июля 2025 г. 09:33



7

А13-15589/2023



691/2025-490(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 января 2025 года

Дело №

А13-15589/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,  Родина Ю.А.,
          при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области  Орловой Н.В.  (доверенность от 09.01.2025),          
          рассмотрев 13.01.2025  в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Племзавод Родина» на решение Арбитражного  суда Вологодской области от  05.04.2024 и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного  суда от  13.08.2024 по делу   № А13-15589/2023,   

у с т а н о в и л:

          Акционерное общество «Племзавод Родина»,  адрес: 160503, Вологодская обл., Вологодский  р-н, п. Огарково, д. 37, ОГРН 1173525008106, ИНН 3507313172 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000,   г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), выразившихся в отказе от 07.11.2023 № 410 в предоставлении субсидии в размере 14 189 496 руб. и о возложении на Департамент  обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
         Решением  Арбитражного  суда Вологодской области от  05.04.2024, оставленным без изменения постановлением  Четырнадцатого  арбитражного апелляционного  суда от  13.08.2024, в удовлетворении требований Обществу  отказано.
         В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и  апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и  принять по делу новый судебный акт об  удовлетворении  требований Общества.
        По мнению подателя жалобы, в акте от 23.06.2023 № 15  указано  на заключение между Департаментом и Обществом договора о предоставлении из  областного  бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство мяса  крупного рогатого  скота   от 27.05.2021 № 189. Вместе с тем, указанный договор между Обществом и Департаментом не заключался, в связи с чем какая-либо  просроченная задолженность  в областной бюджет  возникнуть у Общества   не могла. Как указывает Общество,  требование о возврате субсидии  и (или)  уплате штрафа  в областной бюджет  в соответствии  с договорами   № 173  и № 641  Обществу не поступало, следовательно, данная задолженность не считается  просроченной, поскольку течение 30-дневного  срока  в календарном исчислении  не наступило, в связи с чем  по состоянию   на 01.10.2023,  у Общества отсутствовала просроченная  задолженность  по  возврату  в областной бюджет  субсидий. Уведомление   от 28.07.2023  о возврате субсидии и уплате штрафа  не соответствуют  типовой форме и составлено  с нарушением требований Бюджетного  кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановления Правительства  Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации.  Общество обращает  внимание на то, что  в уведомлении от 28.07.2023  имеются неясности  относительно размера  суммы возврата  субсидии и штрафа,  а также  реквизитов,  по которым необходимо  перечислить  денежные средства.  
        В отзыве на кассационную жалобу  Департамент просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
         В судебном заседании представитель Департамента   возражал против  удовлетворения кассационной жалобы.
     Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).
          Законность обжалуемых  судебных актов  проверена в кассационном порядке.
         Как следует  из  материалов дела, Общество в октябре 2023 года обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии в размере 14 189 496 руб. в целях возмещения части затрат на 1 килограмм реализованного и/или отгруженного на собственную переработку коровьего и/или козьего молока, направленных на поддержку собственного производства коровьего и/или козьего молока за 3 квартал 2023 года.
         Приказом Департамента от 07.11.2023 № 410 в предоставлении субсидии на поддержку собственного производства молока Обществу  отказано на основании пункта 2.7 Порядка предоставления субсидий на поддержку собственного производства молока, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 27.12.2019 № 1335 (далее - Порядок), поскольку на первое число месяца подачи заявления у Общества имеется просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий.
        Полагая указанные действия Департамента незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.
       Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении требований Обществу отказал.
       Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
       Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и  доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
       В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи.
         Исходя из пункта 3  статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
         Порядок, согласно его пункту 1.1, определяет порядок отбора и категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку собственного производства молока (далее - субсидия, субсидии), цели, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение. Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат на 1 килограмм реализованного и/или отгруженного на собственную переработку коровьего и/или козьего молока, направленных на поддержку собственного производства коровьего и/или козьего молока в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, государственной программы «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства  Вологодской области от 26.08.2019 № 791 (пункт 1.3 Порядка).
        В соответствии с пунктом 1.6 Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии со статьей               3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) (далее - заявители, получатели), осуществляющие деятельность по производству коровьего и/или козьего молока на территории области и осуществляющие реализацию и/или отгрузку на собственную переработку произведенного коровьего и/или козьего молока, а также имеющие поголовье коров и/или коз и состоящие на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
       В силу пункта 2.1 Порядка в целях отбора получателей субсидии департамент обеспечивает размещение на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.agro.gov35.ru) объявления о проведении отбора способом запроса предложений с указанием сведений по установленному в данном пункте Порядка перечню. Для участия в отборе заявители (их уполномоченные представители) представляют в департамент в срок, установленный в соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка, опись представленных документов в двух экземплярах (по одному экземпляру для Департамента и заявителя) и заявку, включающую перечисленные в пункте 2.1 Порядка документы (пункт 2.2 Порядка).
       Подпунктом 12 пункта 2.2 Порядка предусмотрено представление справки, подтверждающей отсутствие у заявителя на первое число месяца подачи заявления просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Вологодской областью, в соответствии с рекомендуемым образцом, установленным Департаментом финансов Вологодской области.
      Как следует из материалов дела,  Общество при обращении с заявкой на получение субсидии в числе представленных с заявкой документов представило справку об отсутствии такой задолженности по состоянию на 01.10.2023.
      В соответствии с пунктом 2.5 Порядка Департамент в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет проверку соответствия заявителя категории получателя и требованиям, установленным настоящим Порядком, соответствия документов, субсидируемых затрат условиям, предусмотренным настоящим Порядком, в соответствии с установленной департаментом процедурой путем анализа сведений, содержащихся в документах, подтверждения данных сведений путем сверки с информацией, имеющейся в распоряжении департамента, направления запросов в иные органы государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые сведения, и оформляет заключение по результатам проверки. Информация об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Вологодской областью проверяется Департаментом путем направления запросов в ГКУ ВО «Областное казначейство» в течение срока приема документов и 2 рабочих дней со дня окончания срока приема документов.
      ГКУ ВО «Областное казначейство» в срок не более 5 рабочих дней со дня получения запроса представляет в Департамент запрашиваемые сведения. Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии заявителю принимается в форме правового акта Департамента не позднее пяти рабочих дней после окончания срока проверки документов.
       Департамент по результатам проверки представленных заявителями справок-расчетов размера средств, причитающихся заявителю, в соответствии с приложением 4 к настоящему Порядку осуществляет расчет и формирует сводный реестр предоставления субсидии по форме в соответствии с приложением 8 к названному Порядку. В случае отказа в предоставлении субсидии Департамент в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляет заявителю соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Уведомление об отказе в предоставлении субсидии направляется заявителю посредством почтовой связи или передается лично представителю заявителя (пункт 2.6 Порядка).
       В силу пункта 2.7 Порядка Департамент отклоняет заявку и отказывает в предоставлении субсидии в том числе по причине несоответствие заявителя требованиям, указанным в пунктах 1.6, 2.12 Порядка, иным условиям названного Порядка.
       Пунктом 2.12 Порядка установлено, что субсидии предоставляются заявителям при соблюдении следующих требований: осуществление деятельности по производству коровьего молока на территории области и осуществление реализации и/или отгрузки на собственную переработку произведенного коровьего молока;  принятие получателем обязательств по достижению в году получения субсидии результата и характеристик, установленных соглашением; на первое число месяца подачи заявления у заявителя отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе, в соответствии, с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Вологодской областью.
       Как установлено судами на основании материалов дела,  при рассмотрении заявки Общества Департаментом установлено наличие у заявителя на 01.10.2023 задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, образовавшейся в связи с несвоевременным возвратом субсидии в размере 614 087 руб. 08 коп. и штрафа в размере 614 руб. 09 коп. по договорам, заключенным с Департаментом от 27.05.2021 № 173 и от 23.03.2022 № 641, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на производство мяса, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 № 960 (далее - Порядок  № 960).
       Указанная  задолженность Общества в размере 614 087 руб. 08 коп. и штраф в размере 614 руб. 09 коп. возникли по результатам проведения выездной проверки соблюдения условий, целей и порядков, установленных при предоставлении средств федерального и областного бюджетов, проведенной  Департаментом на основании приказа от 05.05.2023 № 182, по итогам которой составлен акт от 23.06.2023 № 15.
       Обществом на акт  проверки от 23.06.2023 № 15  была направлена жалоба с приложением документов, ранее не представленных к проверке, по результатам рассмотрения которых Департаментом сумма субсидии к возврату  была пересчитана в сторону уменьшения.
       В связи с недостижением значения результатов предоставления субсидии и показателей, установленных в пунктах 4.1.4 указанных договоров, Департамент направил Обществу уведомление от 28.07.2023 № 06-08/7 с требованием на основании пункта 2.15 Порядка № 960 в добровольном порядке в течение 30 календарных дней со дня направления уведомления возвратить средства субсидии в размере 614 087 руб. 08 коп. и уплатить штраф в размере 614 руб.      09 коп. по реквизитам, указанным в приложении № 5 к уведомлению.
       Уведомление  было получено представителем Общества 28.07.2023, о чем имеется соответствующая отметка на уведомлении.
        Таким образом, срок возврата названной суммы субсидии и уплаты штрафа истекал 28.08.2023, но денежные средства в размере 614 087 руб. 08 коп. и штраф в размере 614 руб. 09 коп. по уведомлению от 28.07.2023 уплачены Обществом только 27.10.2023, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями № 1265 и № 1266.
       Доводы Общества об отсутствии у него просроченной задолженности, со ссылкой на  указание Департаментом в акте от 23.06.2023 № 15 договора о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота от 27.05.2021 № 189, который  Обществом и Департаментом не заключался, правомерно отклонены судами, поскольку судами установлено, что уведомлением от 22.11.2023 Департаментом была исправлена техническая ошибка в абзаце 1 пункта 2.41 акта выездной проверки от 23.06.2023 № 15 в части указания реквизитов договора - вместо «27.05.2021 № 189» исправлено на «27.05.2021 № 173». При этом в возражениях на акт проверки, доводов об отсутствии заключенного с Департаментом договора, по которому проведена проверка, Общество не заявляло, и  о неосведомленности, в отношении каких именно договоров проведена проверка соблюдения условий, целей, порядка предоставления субсидии, не указывало.
      Факт наличия заключенных договоров № 641 и 173 Обществом не оспорен.
      Ссылка Общества на неполучение требования о возврате субсидии и (или) уплате штрафа в областной бюджет в соответствии с договорами № 173 и 641 (в связи с чем, по мнению Общества, соответствующая задолженность не считается просроченной), обоснованно отклонена судами, поскольку  уведомление от 28.07.2023 о возврате субсидии, вынесенное на основании акта от 23.06.2023 № 15, получено представителем Общества 28.07.2023.
      Доводы Общества  о том, что уведомление не соответствует типовой форме требования, также не могут быть приняты, поскольку  типовая форма требования о возврате субсидии на основании положений Порядка № 960 не установлена.
     При этом уведомление от 28.07.2023 содержит ссылку на пункт 2.15 названного Порядка, согласно которому в случае выявления фактов, являющихся основанием возврата субсидий и (или) взыскания штрафа в соответствии с пунктами 4.2-4.4 настоящего Порядка, Департамент в течение 30 календарных дней со дня установления указанных фактов направляет получателю заказным письмом с уведомлением требование о возврате субсидии и (или) уплате штрафа в областной бюджет в размере, установленном разделом 4 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования.   В случае не поступления средств в течение указанного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
      При таких обстоятельствах содержание уведомления от 28.07.2023 позволяет установить, что изложенное в нем требование о возврате субсидии и уплате штрафа соответствует пункту 2.15 Порядка № 960.
      При этом отсутствие у Общества сведений о реквизитах для возврата субсидии из  материалов дела не усматривается, с какими-либо запросами о предоставлении таких реквизитов Общество в Департамент не обращалось.
     Наличие у Общества задолженности по возврату средств субсидии по состоянию на 01.10.2023 подтверждено материалами дела, в том числе ответом государственного казенного учреждения Вологодской области «Областное казначейство» № 14-02 на запрос Департамента от 23.10.2023, согласно которому по состоянию на 01.10.2023 у Общества имелась задолженность в сумме 614 087 руб. 08 коп.
       Поскольку на момент подачи заявления о предоставлении средств субсидии в октябре 2023 года Общество не соответствовало предусмотренным Порядком требованиям,  то  Департамент обоснованно с учетом  положений пункта 2.7 Порядка   отказал Обществу  в предоставлении субсидии.
      Оснований  для удовлетворения заявленных  Обществом требований у судов не имелось.
      Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества   не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит.
      Иное толкование Обществом   положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела,  не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
      При таком положении кассационная жалоба  Общества    удовлетворению не подлежит.
      Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 
п о с т а н о в и л:

        решение Арбитражного  суда Вологодской области от  05.04.2024 и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного  суда от  13.08.2024 по делу   № А13-15589/2023  оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Племзавод   Родина»   - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина
 Ю.А. Родин

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92