Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В., при участии от предпринимателя Илюшко Н.А. представителя Ложниковой А.В. (доверенность от 09.01.2025), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 по делу № А66-8726/2024,
у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель Илюшко Надежда Алексеевна, ОГРНИП 322695200007421, ИНН 695000547396, обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному казенному учреждению Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области», адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 7, ОГРН 1236900003746, ИНН 6950268550 (далее - Учреждение), о признании незаконным решения, выраженного в письме от 27.03.2024 № 2972, об отказе в пересчете арендной платы за 2022 - 2023 годы по договору от 18.10.2004 № 735-1 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка; обязании Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения перерасчета арендной платы за 2022-2023 годы по названному договору без применения коэффициента видов разрешенного использования земельных участков и без применения коэффициента инфляции. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Твери, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация). Решением от 10.07.2024 требования удовлетворены; на Учреждение возложена обязанность повторно рассмотреть обращение предпринимателя о пересчете арендной платы за 2022 - 2023 годы с учетом выводов, изложенных в решении по настоящему делу. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 данное решение оставлено без изменения. Учреждение в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, перерасчет арендной платы за пользование земельным участком за период, предшествующий отмене коэффициента К в значении 1,4, возможен только в отношении лица, по административному иску которого соответствующий нормативный акт был признан недействующим; исходя из положений статей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признанный недействующим нормативный правовой акт не подлежит применению с даты, указанной судом. Предприниматель Илюшко Н.А. в письменных объяснениях по кассационной жалобе считает ее доводы несостоятельными, выводы судов - правильными. В судебном заседании представитель предпринимателя Илюшко Н.А. против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменных объяснениях. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Администрация и открытое акционерное общество «Мостоотряд № 19» заключили договор от 18.10.2004 № 735-1 аренды земельного участка площадью 63 297,1 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200007:0028, расположенного по адресу: г. Тверь, д. Новая Константиновка, д. 1, в Московском районе, для использования под производственную базу сроком по 31.12.2052. Размер и порядок внесения арендной платы определены разделом 3 договора. Согласно пункту 3.8 договора арендодатель ежегодно производит расчет арендной платы на текущий год и направляет его арендатору почтой в срок до 15 марта текущего года. При неполучении расчета в указанный срок арендатор обязан получить его непосредственно у арендодателя до 30 марта текущего года. Пунктом 3.9 договора арендодателю предоставлено право в случае изменения методики расчета арендной платы за пользование земельным участком в городе Твери изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. В случае обнаружения ошибки при расчете арендной платы в сторону уменьшения арендатор обязан в месячный срок с момента получения извещения об этом произвести требуемую доплату либо заключить с арендодателем дополнительное соглашение об условиях перечисления указанной доплаты. В случае обнаружения ошибки в расчете арендной платы в строну завышения платежа арендатор вправе потребовать внесения соответствующих исправлений в расчет, а в случае, если сумма платы была внесена, - возврата излишне внесенной суммы. В случае, если арендатор не требует возврата излишне внесенной суммы, она засчитывается в счет будущих платежей по договору (пункт 3.10). На основании соглашения от 30.05.2019 права и обязанности арендатора по названному договору аренды переданы Илюшко Сергею Валерьевичу. В дальнейшем по соглашению от 14.02.2022 Илюшко С.В. передал права и обязанности арендатора по договору в пользу Илюшко Н.А. Администрация направила Илюшко Н.А. расчет арендной платы на 2022 год, согласно которому годовой размер арендной платы составляет 1 922 027 руб. В расчете для определения размера арендной платы применен коэффициент К в размере 1,4 для вида разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0), а также коэффициент инфляции Кинф, равный 1,0326. Письмом от 24.03.2023 Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери сообщил Илюшко Н.А., что годовой размер арендной платы на 2023 год составляет 1 611 215 руб., расчет которого произведен также с применением К, равного 1,4. Расчет арендной платы за 2022 и 2023 годы был произведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Тверской области от 30.05.2020 № 250-пп, по формуле, которая включает коэффициент К, устанавливаемый в отношении земельных участков с учетом видов разрешенного использования в соответствии с классификатором, по коду 6.0 «производственная деятельность». Решением Тверской городской Думы от 29.12.2020 № 310 (далее - решение № 310) утверждены значения коэффициента К, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки на территории города Твери, согласно приложению к решению; определено, что утвержденные значения коэффициента К ежегодно индексируются на коэффициент инфляции. Согласно приложению к этому решению для земельных участков с видом разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0) коэффициент К установлен в значении 1,4. Решением Тверской городской Думы от 23.12.2021 № 281 (далее - решение № 281) для указанного выше вида разрешенного использования земельного участка коэффициент установлен в том же значении (1,4). Между тем решением Тверского областного суда от 01.09.2023 по делу № 3а-63/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 по делу № 66а-3277/2023, по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ГИРС-сервис» признаны недействующими решение № 310 в первоначальной редакции в части установления значений коэффициента К для обслуживания и эксплуатации земельных участков с видами разрешенного использования «производственная деятельность» (код 6.0) - 1,4, «деловое управление» (код 4.1) - 3 - с даты его принятия, решение № 281 в части установления тех же значений коэффициента К для тех же видов разрешенного использования земельных участков - со дня вступления решения суда в законную силу. С 29.03.2023 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области и права арендодателя по ранее заключенным договорам осуществляет Учреждение. В связи с указанными обстоятельствами Илюшко Н.А. направила в адрес Учреждения претензии от 31.01.2024 о перерасчете начисленной и уплаченной арендной платы за 2022 и 2023 годы с применением минимального значения коэффициента К, равного 0,75; просила зачесть излишне уплаченную арендную плату в сумме 892 370 руб. за 2022 год в счет арендных платежей и недоплаченную арендную плату в сумме 457 270 руб. 76 коп. за 2023 год зачесть из арендных платежей за 2022 год. Письмом от 27.03.2024 № 2972 Учреждение сообщило об отказе пересмотреть расчеты по договору, поскольку в период с 01.01.2022 по 14.12.2023 (по дату вступления в силу решения областного суда) расчет арендной платы должен производиться с применением К, равного 1,4. Предприниматель Илюшко Н.А., считая, что признанный недействующим нормативный акт не подлежит применению с момента его принятия, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (принцип № 1). По общему правилу, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ). Постановлением Правительства Тверской области от 30.05.2020 № 250-пп (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок). Пунктом 3 Порядка для определения размера арендной платы в месяц установлена формула, одним из элементов которой является коэффициент К - коэффициент, устанавливаемый в отношении земельных участков с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412. В соответствии с пунктом 6 Порядка значения коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области утверждаются представительными органами муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков. На 2022, 2023 годы значения коэффициента К для земельных участков на территории города Твери утверждены решением № 281. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с процессуальными правилами. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. Как видно из решения Тверского областного суда от 01.09.2023 по делу № 3а-63/2023, решения № 310 и 281 в оспоренных частях признаны недействующими как противоречащие принципу экономической обоснованности. В силу статьи 12 ГК РФ самостоятельным способом защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Акт государственного органа или органа местного самоуправления при оспаривании его в судебном порядке может быть признан недействующим, не подлежащим применению с даты, указанной судом. Основанием для признания акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемый акт в случае признания его недействующим является с того момента, как он стал не соответствовать имеющему большую юридическую силу правовому акту, вне зависимости от даты, с которой оспоренный акт признан судом недействующим. В данном случае требования предпринимателя Илюшко Н.А., являющейся арендатором земельного участка, при расчете размера арендной платы за который был применен нормативный акт, впоследствии признанный недействующим, по сути направлены на реализацию такого самостоятельного способа защиты, как неприменение акта государственного органа или органа местного самоуправления, который противоречит закону и противоречие которого закону установлено в судебном порядке. Аналогичный правовой подход в части неприменения нормативного акта, признанного недействующим с даты, отличной от дня его принятия, в период до указанной даты сформулирован в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 для регулирования схожих правоотношений в сфере энергоснабжения. При таком положении суды правомерно признали несостоятельной позицию Учреждения о возможности применения решения № 281 во взаимоотношениях сторон в 2022 - 2023 годах и удовлетворили заявленные требования, определив способ восстановления нарушенного права заявителя с учетом особенностей спорных правоотношений. Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку применение по заявлению одного лица такого способа защиты, как оспаривание акта публичного органа, не исключает применение другим лицом для реальной судебной защиты своих прав такого способа, как неприменение этого акта. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 по делу № А66-8726/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» - без удовлетворения.
|