Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Пройссен-Инвест» Снисаренко Н.Н. (доверенность от 21.12.2023), рассмотрев 29.01.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пройссен-Инвест» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу № А21-1591/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Пройссен-Инвест», адрес: 236008, Калининград, ул. А. Невского, д. 76 лит. В, ОГРН 1083925003227, ИНН 3906191310 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации муниципального образования «Янтарный городской округ», адрес: 238580, Калининградская обл., пгт. Янтарный, Советская ул., д. 76, ОГРН 1023902057761, ИНН 3912002931 (далее - Администрация), о признании незаконным выраженного в письме Администрации от 26.01.2024 № 344/об отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 39:22:010011:90, площадью 94 920 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская обл., пос. Янтарный, в 300 метрах на восток от дома № 15 по Железнодорожной ул. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2024 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 07.05.2024 и постановление от 10.09.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что суды не учли обстоятельства использования Обществом Участка, в том числе установленные при рассмотрении дела № А21-11284/2021, полагает, что заявитель подтвердил надлежащими доказательствами наличие правовых оснований для предоставления ему в собственность без проведения торгов спорного земельного участка, а Администрация, напротив, не доказала наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в таком предоставлении. Также Общество указывает, что 21.08.2024 произведена государственная регистрация его права собственности на объект - единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 39:23:010011:447, и что этот объект (а именно движимое имущество - открытый манеж, тренировочное поле, крытый некапитальный манеж) расположен в том числе на спорном земельном участке. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью «Хорс Лэнд» (арендатором) заключен договор от 25.04.2012 № 318/2012 аренды земельного участка (далее - Договор), в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 94 920 кв.м с кадастровым номером 39:22:010011:90 из категории земель - земли населенных пунктов, находящийся по адресу (адресному ориентиру): Калининградская обл., пос. Янтарный, в 300 метрах на восток от дома № 15 по Железнодорожной ул. (далее - Участок), для использования в целях сельскохозяйственного назначения. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Участок имеет вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования». В пункте 2.1 Договора определен срок аренды с 25.04.2012 по 25.04.2027. На основании дополнительного соглашения от 14.06.2013 права и обязанности арендатора по Договору перешли к Обществу. Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 27.12.2023 о предоставлении ему в собственность Участка путем заключения договора купли-продажи на основании подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление № 629). Администрация письмом от 26.01.2024 № 344/об сообщила Обществу об отказе в выкупе Участка, сославшись на то, что участки, предназначенные и предоставленные для целей сельскохозяйственного использования, не поименованы в числе участков, возможность предоставления в собственность которых предусмотрена Постановлением № 629, а также отметив несоответствие фактически осуществляемой Обществом на Участке деятельности цели предоставления в его аренду. Общество, полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ приведены случаи, при которых продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. Согласно статье 20 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 625-ФЗ) особенности регулирования земельных отношений в 2022, 2023 и 2024 годах устанавливаются федеральными законами. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ) в числе особенностей при предоставлении в 2022, 2023, 2024 годах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 в 2022 - 2024 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 ЗК РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Общество в обоснование доводов о наличии предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 оснований для предоставления ему в собственность Участка ссылалось на, что оно использует Участок для осуществления такого вида деятельности как услуги в туристической и спортивно-оздоровительной сфере, и что такой вид деятельности относится к отдыху (рекреации). В силу положений статей 7, 42 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, определяемым установленным в отношении конкретного земельного участка соответствующим видом разрешенного использования. Как установлено судами, Участок предоставлен Обществу в аренду по Договору для использования в целях сельскохозяйственного назначения. Тот же вид разрешенного использования Участка - «для сельскохозяйственного использования» указан в сведениях ЕГРН применительно к характеристикам Участка. Обязанность арендатора использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием предусмотрена пунктом 4.4.2. Договора. При таком положении, исходя из установленного в отношении Участка при его предоставлении в аренду разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, суды правомерно посчитали, что оснований для отнесения Участка к числу земель, предназначенных для отдыха (рекреации), применительно к которым подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 установлена возможность их предоставления арендатору в собственность без проведения торгов, не имеется. Суды также приняли во внимание, что ранее Общество обращалось в Администрацию с заявлением о выкупе Участка в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ в порядке продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, и что в предоставлении в собственность Участка по данному основанию было отказано. Указанный отказ был оспорен Обществом в судебном порядке, постановлением Тринадцатого арбитражного суда от 05.06.2022 по делу № А21-11284/2021 в удовлетворении требований Общества отказано со ссылкой на осуществлением Обществом на Участке деятельности, не связанной с сельскохозяйственным использованием, а фактическое использование под иные виды деятельности. Фактическое использование Обществом Участка под иные цели, для которых он ему не предоставлялся, не свидетельствует о наличии оснований для предоставления Участка в собственность по правилам подпункта «а» пункта 1 Постановления № 629. Иных оснований для предоставления Участка в собственность, помимо положений подпункта «а» пункта 1 Постановления № 629, заявителем не указано, на наличие таковых Общество при обращении в Администрацию и при рассмотрении настоящего дела не ссылалось. При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о недоказанности Обществом наличия у него права на приобретение в собственность без торгов Участка по указанным в заявлении и правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований. Доводы подателя жалобы о незаконности обжалуемых судебных актов со ссылкой на осуществление 21.08.2024 государственной регистрации права собственности Общества на единый недвижимый комплекс отклоняются судом кассационной инстанции. Предметом рассмотрения по данному делу являлось решение Администрации, принятое по результатам рассмотрения заявления Общества о предоставлении Участка по конкретному основанию, не связанному с наличием на Участке недвижимого имущества, на расположение на Участке недвижимого имущества Общества как на основание для предоставления Участка не ссылалось ни при обращении в Администрацию с заявлением от 27.12.2023, ни при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции. Кроме того, обстоятельства государственной регистрации прав, указанные заявителем, если и имело место, то после принятия обжалуемых судебных актов. Поскольку суды при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу № А21-1591/2024, оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пройссен-Инвест» - без удовлетворения.
|