Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., рассмотрев 17.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 по делу № А13-6646/2024, у с т а н о в и л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 15а, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области», адрес: 160012, г. Вологда, ул. Левичева, д.1-А, ОГРН 1023500881359, ИНН 3525066896 (далее - Учреждение), о взыскании финансовых санкций в сумме 17 000 руб. на основании требований от 06.05.2024 № 045S01240001418, № 045S01240001419, № 045S01240001420, № 045S01240001421. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024, с Учреждения в соответствующий бюджет взыскано 850 руб. финансовых санкций, в удовлетворении остальной части заявленных требований Фонду отказано. В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении требований. Как указывает податель жалобы, материалами дела подтверждается и не оспаривается Учреждением факт представления в Фонд необходимых сведений на работающих в Учреждении застрахованных лиц с нарушением установленного срока. Вместе с тем, по мнению Учреждения, судами при снижении штрафа до 850 руб. установлены не все обстоятельства для снижения размера финансовой санкции. Податель жалобы полагает, что установленный штраф не отвечает принципам назначения наказания. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Как следует из материалов дела, Учреждение в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) является страхователем. Учреждением в Фонд представлены сведения по форме ЕФС-1 (СТАЖ) в отношении 34 застрахованных лиц: Гузь Олеся Валерьевна, срок представления не позднее - 25.01.2024, представлены - 20.02.2024; Верхососова Наталья Петровна, Гавина Лилия Александровна, Григорьева Анастасия Викторовна, Кузнецова Наталья Николаевна, Григорьева Наталия Геннадьевна, Гуричева Ирина Андреевна - срок представления не позднее - 25.01.2024, представлены - 21.02.2024; Петрова Людмила Анатольевна, Хлямова Дарья Станиславовна, Парыгина Светлана Николаевна, Белоусова Виолетта Андреевна, Филиппова Александра Александровна, Жегунова Наталья Владимировна, Соколова Александра Сергеевна, Анцифорова Екатерина Леонидовна, Шушкова Элерия Андреевна, Дудка Наталия Витальевна, Смелкова Яна Александровна, Желдак Ольга Сергеевна, Ананьева Дарина Николаевна, Макарова Екатерина Андреевна, Анискина Виктория Константиновна, Чиколаева Екатерина Александровна, Исамухамедова Лола Хабибуллаевна, Кузьмина Елена Васильевна - срок представления не позднее - 25.01.2024, представлены - 16.02.2024; Власова Наталья Александровна, Городничая Мария Андреевна, Ермакова Галина Владимировна, Закирова Наталья Владимировна, Зотова Вероника Андреевна, Комина Ксения Леонидовна, Мицук Олеся Анатольевна, Пехтерева Екатерина Андреевна, Попова Елизавета Алексеевна - срок представления не позднее - 25.01.2024, представлены - 20.02.2024. По результатам проверки представленных сведений о застрахованных лицах Фонд пришел к выводу о том, что сведения в отношении указанных застрахованных лиц представлены с нарушением срока, о чем составлены акты от 14.03.2024 № 045S18240001192, № 045S18240001193, № 045S18240001195, № 045S18240001194. На основании изложенного Фондом вынесены решения от 16.04.2024 № 045S19240001376, № 045S19240001377, № 045S19240001379, № 045S19240001378 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 17 000 руб. В адрес Учреждения Фондом направлены требования от 06.05.2024 № 045S01240001418, № 045S01240001419, № 045S01240001421, № 045S01240001420 об уплате финансовых санкций, которые в добровольном порядке в срок до 26.05.2024 Учреждением не исполнены. Неисполнение Учреждением данных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил требования Фонда частично, поскольку пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера финансовой санкции до 850 руб., признав в качестве смягчающего ответственность обстоятельства незначительный период просрочки Учреждением представления отчетности. Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона; дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам; сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 указанной статьи представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год), в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде работали в период отбывания наказания в виде лишения свободы (подпункт 6 пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с начислением и взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за нарушение порядка и сроков представления индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены статьей 109 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Факт правонарушения установлен судами на основании материалов дела и Учреждением не оспаривается, в связи с чем Учреждение правомерно было привлечено Фондом к ответственности на основании части третьей статьи 17 Закон № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме 17 000 руб. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, определенных статьей 109 НК РФ, правовые основания для освобождения Учреждения от ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, и отказа в удовлетворении требований Фонда о взыскании финансовой санкции, отсутствуют. Порядок финансирования Учреждения, а также его правовой статус, сами по себе, не могут служить обстоятельствами, свидетельствующим об отсутствии вины Учреждения, и являться основаниями для освобождения от ответственности в виде штрафа. Довод жалобы о несоразмерности присужденного штрафа отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку нормами действующего законодательства не установлен минимальный размер штрафа для данной категории дел, до которого необходимо его уменьшение в связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств. Наличие смягчающих ответственность обстоятельств получило оценку судов, в связи с чем штраф был снижен судами до 850 руб., оснований для снижения штрафа до иного размера суды не установили. Необходимо отметить, что вопрос о смягчении санкции связан с оценкой доказательств по делу, что является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и в компетенцию суда кассационной инстанции не входит. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит. Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению. Судом кассационной инстанции установлено, что Учреждением не уплачена государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в суд. Президиум Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2024 утвердил Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, 3 (2024), в котором дал разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, возникшим в связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах и указал, что не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ участие государственного органа, органа местного самоуправления в судебном споре, не связанном с защитой государственных, общественных интересов и возникшем из гражданских правоотношений (в частности, в споре об исполнении контракта по оплате поставленных энергоресурсов, товаров, оказанных услуг, результатов выполненных работ), а также на обязанность подателя жалобы в указанном случае уплатить государственную пошлину в размере, предусмотренном статьей 333.21 НК РФ, наравне с иными участниками процесса. В данном случае, предметом спора является взыскание с Учреждения финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и данный спор не связан с защитой Учреждением государственных и (или) общественных интересов (приведенная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2025 № 309-ЭС24-4563 по делу № А50-278/2023, от 13.01.2025 № 308-ЭС24-24078 по делу № А53-45047/2023, от 28.12.2024 № 301-ЭС24-24388 по делу № А43-8228/2024 и др). На основании изложенного, с Учреждения в доход федерального бюджета следует взыскать 50 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 по делу № А13-6646/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» - без удовлетворения. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» (адрес: 160012, г. Вологда, ул. Левичева, д.1-А, ОГРН 1023500881359, ИНН 3525066896), в доход федерального бюджета 50 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
|