Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
23 августа 2025 г. 18:57



2

А42-1612/2024



625/2025-14951(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 апреля 2025 года

Дело №

А42-1612/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
     при участии от Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Шатовой Т.М. (доверенность от 14.01.2025),
     рассмотрев 22.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2024 по делу А42-1612/2024,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гарант+», адрес: 184530, Мурманская область, город Оленегорск, Строительная улица, дом 45, квартира 21, ИНН 5108003655 (далее - Управляющая компания), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании приказа Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, 183038, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 18, ИНН 5190109281 (далее - Министерство), от 14.02.2024 № 53 о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области, которым сведения о многоквартирном доме № 19 по бульвару Молодежный города Оленегорска Мурманской области исключены из состава сведений об управляемых Управляющей компанией многоквартирных домах и одновременно отнесены к сведениям о многоквартирных домах, управляемых обществом с ограниченной ответственностью «Наш город Плюс» (далее - ООО «Наш город Плюс»).
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Наш город Плюс».
     Решением суда первой инстанции от 03.07.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены.
     Постановлением апелляционного суда от 18.11.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     Определением суда кассационной инстанции от 25.03.2025 (судьи Кудин А.Г., Мунтян Л.Б., Толкунов В.М.) рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 22.04.2025.
     Определением кассационной инстанции от 22.04.2025 в порядке части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Мунтян Л.Б. на судью Алешкевича О.А.
     В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
     В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в жалобе.
     Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управляющая компания в соответствии с протоколом от 26.05.2023 № МОЛ19/2023 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 19 по бульвару Молодежный города Оленегорска Мурманской области (далее - МКД) было избрано управляющей организацией МКД, с Управляющей компанией заключен договор управления МКД от 26.05.2023 и сведения о спорном МКД внесены в раздел реестра лицензий Мурманской области о многоквартирных домах, находящихся в ее управлении с 01.07.2023.
     ООО «Наш город Плюс» представило в Министерство заявление от 27.12.2023 № 747  о внесении изменений в реестр лицензий в части включения сведений об управлении МКД на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2023 № 6/2023 и договора управления многоквартирным домом от 26.12.2023.
     По результатам проверки указанного заявления и приложенных к нему документов Министерством вынесен приказ от 14.02.2024 № 53 о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области:
     - в отношении Управляющей компании путем исключения из раздела реестра лицензий сведений об управлении МКД (дата окончания управления 31.03.2024);
     - в отношении ООО «Наш город Плюс» путем включения в раздел реестра лицензий сведений об управлении МКД с 01.04.2024.
     Управляющая компания не согласилась с приказом Министерства от 14.02.2024 № 53, в связи с чем обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
     Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Управляющей компании.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Согласно частям 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
     Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 195 ЖК РФ).
     Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены статьей 198 ЖК РФ.
     Согласно части 2 указанной статьи в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
     Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
     В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
     Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий; обстоятельства, подлежащие проверке органом государственного жилищного надзора при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
     По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение: о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка № 938/пр).
     В силу пункта 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
     Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 данного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 этого же Порядка (пункта 9 Порядка № 938/пр).
     Частью 1, пунктами 4, 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, в числе прочего, отнесены выбор способа управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе управляющей организации.
     Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
     В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (часть 2). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
     Согласно части 1, пункту 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации с такой организацией заключается договор управления многоквартирным домом на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
     Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
     В силу положений части 8.2 статьи 162 ЖК РФ (в редакции вступившего в законную силу 15.08.2023 Федерального закона № 434-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не ранее чем через год с даты заключения такого договора, за исключением случаев невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или решение об изменении способа управления многоквартирным домом.
     Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, определив, что уполномоченный орган вправе вносить изменения в реестр лицензий и включать в управление управляющей компанией МКД только при наличии решения собрания собственников, отвечающего условиям, установленным действующим законодательством, установили в рассматриваемом случае, что деятельность в качестве управляющей компании согласно протоколу от 26.05.2023 осуществляет ООО «УК Гарант+» на основании договора от 26.05.2023, при этом решение собственников о смене управляющей компании на ООО «Наш город Плюс», оформленное протоколом общего собрания собственников от 26.12.2023, принято без учета срока, установленного частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ, менее чем через год после заключения договора управления с ООО «УК Гарант+».
     Отклоняя довод Министерства о том, что положения части 8.2 статьи 162 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 434-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку в рассматриваемом случае отношения по вопросу управления спорного МКД возникли до введения в действие указанного Федерального закона, суды, руководствуясь правилами действия норм жилищного законодательства во времени, установленными в статье 6 ЖК РФ (части 1, 3), обоснованно заключили о том, что жилищные отношения по управлению МКД ООО «УК Гарант+» возникли до введения в действие Федерального закона № 434-ФЗ, по состоянию на 15.08.2023 не были прекращены, напротив, имели место возникшие после этой даты жилищные права и обязанности, а именно, решение собственников, оформленное протоколом от 26.12.2023 о смене управляющей организации, следовательно, на собственников помещений МКД, решивших 26.12.2023 реализовать свое право на смену управляющей организации в рамках возникших с 01.07.2023 жилищных отношений, распространяется действующая с 15.08.2023 редакция части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, не допускающая расторжения надлежащим образом исполняемого договора управления ранее чем через один год с момента его заключения.
     Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно признал приказ Министерства от 14.02.2024 № 53 недействительным, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
     Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционной инстанцией положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
     Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2024 по делу А42-1612/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

О.А. Алешкевич
В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92