Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., при участии от администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - Лупик О.М. (доверенность от 09.01.2025), от общества с ограниченной ответственностью «Партнерлогист» - Выборнова В.Е. (доверенность от 02.03.2023), от Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» - Германа А.В. (доверенность от 17.02.2025), рассмотрев 13.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2024 по делу № А56-67686/2023,
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Партнерлогист» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на размещение подъездной дороги, выраженного в письме от 11.05.2023 № 02и-3929/2023; обязании Администрации устранить допущенное нарушение не позднее 9 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, путем выдачи Обществу постановления о размещении подъездной дороги, для строительства которой не требуется разрешения на строительство, на находящемся в муниципальной собственности смежном земельном участке (условный номер земельного участка согласно схеме границ 47:14:0415001:ЗУ1), расположенном в кадастровом квартале 47:14:0415001, для организации доступа к земельному участку с кадастровым номером 47:14:0415003:5, находящемуся в собственности Общества. К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - Учреждение), публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго». Решением суда первой инстанции от 06.05.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2024, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Администрация, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:14:0415003:5 площадью 29 997 кв. м, по адресу Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Горбуновское сельское поселение, деревня Велигонты, тер. Производственная зона Велигонты, земельный участок № 6. На земельном участке находится производственный корпус с кадастровым номером 47:14:0000000:25254 площадью 11 451,4 кв. м. Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 12.04.2024 о выдаче разрешения на размещение, на находящемся в муниципальной собственности смежном земельном участке (условный номер земельного участка согласно схеме границ 47:14:0415001:ЗУ1), расположенном в кадастровом квартале 47:14:0415001, подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 47:14:0415003:5, находящемуся в собственности заявителя, строительства примыкания подъездной дороги к автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Ропша - Марьино» IV технической категории в целях организации доступа с земель общего пользования на земельный участок Общества. Решением Администрации, выраженном в письме от 11.05.2023 № 02и-3929/2023, Обществу отказано в выдаче разрешения на использования земель под размещения объекта «Подъездная дорога», для строительства которой не требуется получения разрешения на строительство. Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, удовлетворил заявленные Обществом требования. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 12 Перечня к таким объектам относятся проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 утвержден Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок). В силу пункта 3 Порядка решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо представителем заявителя в уполномоченный орган. Пунктами 4 и 5 Порядка установлено какие сведения указываются в заявлении и определен перечень документов, прилагаемых к заявлению. В оспариваемом решении Администрация указала, что при рассмотрении представленной схемы границ земель установлено отсутствие в графической части схемы информации о местоположении проектируемой части примыкания к автомобильной дороге общего пользования регионального значения с кадастровым номером 47:14:0000000:38844, что не позволяет однозначно утверждать о корректно испрашиваемых границах земель под размещение объекта, для строительства которого не требуется получение разрешения на строительство. При отсутствии информации о границах примыкания, предоставленной в соответствии с проектной документацией, согласованной и утвержденной владельцем автомобильной дороги, выдачу разрешения на использование земель под размещение объекта «Подъездная дорога», для строительства которой не требуется получение разрешения на строительство, Администрация не считает возможным. Пункт 9 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть принято решение об отказе в выдаче соответствующего разрешения. Аналогичный перечень исчерпывающих оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрен в пункте 2.10 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности (государственная собственность на которые не разграничена), без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 06.09.2022 № 1441/22 (далее - Административный регламент»). Пунктом 2.7.1 Административного регламента установлен запрет требовать от заявителя, в том числе предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги. Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка. Основание, по которому Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на размещение объекта, не содержится в пункте 9 Порядка и в пункте 2.10 Административного регламента, в оспариваемом решении не указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка, то есть решение не соответствует постановлению Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 и Административному регламенту. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует закону. Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, относительно необходимости установления возможности расположения подъездной дороги в зоне охраны газопровода, а также соответствия указанной дороги техническим условиям, выданным Учреждением, являются необоснованными, поскольку данные вопросы не подлежали проверке в ходе рассмотрения Администрацией поданного Обществом заявления. Разрешение указанных вопросов не относятся к компетенции Администрации, определенной соответствующими нормативными правовыми актами. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что требования Общества удовлетворены правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2024 по делу № А56-67686/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|