Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., при участии от Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Снеговской М.А. (служебное удостоверение), от индивидуального предпринимателя Лютинского Виктора Сергеевича Оганесяна А.С. (доверенность от 01.06.2022), рассмотрев 01.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лютинского Виктора Сергеевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2024 по делу № А56-37645/2024, у с т а н о в и л: Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура (191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 8; ОГРН 1037804030175; ИНН 7802015780; далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Лютинского Виктора Сергеевича (ОГРНИП 320784700178313) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Решением суда первой инстанции от 06.06.2024 заявление удовлетворено, Лютинский В.С. привлечен к указанной административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб. Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Лютинский В.С., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось. В судебном заседании представитель Лютинского В.С. поддержал доводы жалобы, представитель Прокуратуры просила в ее удовлетворении отказать. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой на основании решения от 01.04.2024 № 46 проведена проверка исполнения Лютинским В.С. законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, о лицензировании. В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 01.04.2024 с приложением материалов фотофиксации, что Лютинский В.С., имея лицензию от 22.04.2022 № Л020-00113-78/00149920 на осуществление деятельности по транспортированию отходов III и IV классов опасности, фактически на земельном участке общей площадью 14 795 кв.м., находящемся на территории МО «Заневское городское поселение» Всеволожского р-на Ленинградской области (кадастровый номер 47:07:0000000:92543) осуществляет деятельность по сбору и обработке отходов III и IV классов опасности в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. По указанному факту Прокуратура постановлением от 18.04.2024 возбудила в отношении Лютинского В.С. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Лютинского В.С. состава административного правонарушения, заявление удовлетворил. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290. В силу пункта 7 указанного Положения при намерении выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указываются сведения об основаниях внесения изменений в реестр лицензий, включая заявляемые новые места осуществления лицензируемого вида деятельности, сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что у Лютинского В.С. имеется лицензия от 22.04.2022 № Л020-00113-78/00149920, лицензируемый вид деятельности - транспортирование отходов III и IV классов опасности. Судами также установлено, что Ульянов А.Е. по договору безвозмездного пользования от 29.11.2023 передал Лютинскому В.С. земельный участок № 7а общей площадью 14 795 кв.м., находящийся на территории МО «Заневское городское поселение» Всеволожского р-на Ленинградской области (кадастровый номер 47:07:0000000:92543), имеющий ограждение, контрольно-пропускной пункт, на котором Лютинским В.С. осуществлялась деятельность по сбору и обработке отходов III и IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии. На момент проверки на земельном участке работали экскаватор и трактор; в зоне погрузочно-разгрузочных работ находился промышленный мусор не менее IV класса опасности (твердые коммунальные отходы, элементы строительных и отделочных материалов, бытовых приборов, шин автомобильных отработанных), из которого извлекаются и с использованием пресса пакетируются отходы, пригодные для вторичной переработки (металлические банки, полиэтиленовая упаковка); на земельный участок заезжал автотранспорт, груженный отходами, осуществлялась его разгрузка. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из отсутствия в деле доказательств невозможности соблюдения Лютинским В.С. упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть или предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения и удовлетворил заявление Прокуратуры, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2024 по делу № А56-37645/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лютинского Виктора Сергеевича - без удовлетворения.
|