Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Иванниковой А.А. (доверенность от 05.03.2024), рассмотрев 13.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2024 по делу № А44-3603/2024,
у с т а н о в и л: государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (далее - Теруправление), открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - Общество) об установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7. Решением суда первой инстанции от 16.07.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2024, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области. В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Москва-Санкт-Петербург-Чудово» с кадастровым номером 53:20:0000000:5696 принадлежит на праве собственности Новгородской области и закреплена на праве оперативного управления за Учреждением на основании приказа Министерства от 27.05.2021 № 1318. Согласно уставу предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществление на них дорожной деятельности. При формировании земельных участков под автомобильной дорогой установлено, что проезжая часть, дорожная насыпь, откосы дороги, земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги «Москва-Санкт-Петербург-Чудово» включены в границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка площадью 3 545 463 кв. м с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование). Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Землеустроительная компания «Континент» от 10.06.2024 № ВН/107: наложение границ земельных участков на полосу отвода автомобильной дороги имеет место в точках 16 и 17 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100328:3, в точках 20 и 21 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100369:53, в точках 21, 34-60, 65-70, 16 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100206:37, в точках 89-94 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100210:1, в точках 104-109, 90 и 89 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100211:1, в точках 116-118, 104, 105 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100220:18, в точках 126-134, 141-148 земельного участка, кадастровым номером 53:20:0100224:7, общая площадь наложения составила 10 818 кв. м. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРП) указано, что земельный участок с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, полномочия которой осуществляет Теруправление, закреплен на праве аренды за Обществом. Учитывая необходимость формирования земельных участков под автомобильной дорогой, наличие ошибки в сведениях, невозможность самостоятельного внесения изменений в сведения о границах земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с указанными требованиями. Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными по праву и удовлетворил иск. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон № 78-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование) под землеустройством понимались мероприятия в том числе по планированию и организации рационального использования земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Согласно статье 14 Закона № 78-ФЗ целью проведения планирования и организации рационального использования земель являлось, в частности, совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшение организации территорий; к перечню мероприятий по планированию и организации рационального использования земель были отнесены работы по определению земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могли быть предоставлены земельные участки. Статьей 16 Закона № 78-ФЗ определено, что образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводилось в случаях: изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземья, изломанности и неудобств в использовании), восстановления границ объектов землеустройства, предоставления земельных участков граждан и юридическим лицам, изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков, совершения сделок с земельными участками, в иных случаях перераспределения земель. При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства подлежали определению местоположение границ объектов землеустройства, варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов. Статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на дату осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование), было предусмотрено, что при проведении землеустройства должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. В силу статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как следует из материалов дела, на дату осуществления кадастрового учета обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка площадью 3 545 463 кв. м с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование) автомобильная дорога уже существовала в качестве объекта транспортной инфраструктуры. Согласно выводам, изложенным в представленном истцом заключении кадастрового инженера, в границы этих обособленных участков включены неотъемлемые технологические (конструктивные) элементы автомобильной дороги; признаков расширения технологического конструктива автомобильной дороги, изменения их местоположения или фактической ширины дорожной насыпи выявлено не было; в пределах наложения границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7 на автомобильную дорогу железнодорожных путей или иных объектов железнодорожного транспорта не выявлено; железнодорожные пути проходят в стороне от автомобильной дороги за пределами границ ее полосы отвода. Фактические обстоятельства, изложенные в заключении кадастрового инженера, иными доказательствами ответчиками не опровергнуты. Установив, что при определении на местности границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование), не было учтено расположение на частях этих участков конструктивных элементов автомобильной дороги, в том числе непосредственно дорожного полотна, суды обоснованно посчитали, что межевание соответствующих участков произведено с нарушением установленных принципов и прав правообладателя автомобильной дороги как сооружения. В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Требования Учреждения фактически направлены на установление смежной границы между земельным участком, фактически занятым автомобильной дорогой, и обособленными земельными участками с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование), путем их определения с учетом наличия конструктивных элементов автомобильной дороги как сооружения. Доказательства расположения непосредственно в пределах спорных частей земельных участков объектов железнодорожного транспорта, Обществом не представлены. Установленные судами границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 53:20:0100328:3, 53:20:0100369:53, 53:20:0100206:37, 53:20:0100210:1, 53:20:0100211:1, 53:20:0100220:18, 53:20:0100224:7, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 53:20:0000000:7 (единое землепользование), устраняют наложение границ участков на существующее сооружение транспортной инфраструктуры, направлены на исключение из границ участков частей, занятых автомобильной дорогой и ее конструктивными элементами, соответствуют фактическому расположению конструктивных элементов автомобильной дороги. Разрешение судами спора смежных землепользователей с установлением конкретных границ земельных участков соответствует балансу интересов сторон. При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные истцом требования. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2024 по делу № А44-3603/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
|