Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
12 сентября 2025 г. 01:34



2

А13-14538/2023



935/2025-17215(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 апреля 2025 года

Дело №

А13-14538/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
     при участии от казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» Гурина Ю.Ю. (доверенность от 26.08.2024),
     рассмотрев 02.04.2025 кассационную жалобу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу № А13- 14538/2023,
                                                      у с т а н о в и л:
     отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат», адрес: 160001, город Вологда, улица Благовещенская, дом 9, ОГРН 1163525051194, ИНН 3525365984 (далее - Учреждение), финансовых санкций в сумме 7 500 руб. на основании решений от 05.09.2023 № 045S19230007858, № 045S19230007859, № 045S19230007860, № 045S19230007861, № 045S19230007862, № 045S19230007863, от 20.09.2023 № 045S19230008184, № 045S19230008185, № 045S19230008186, № 045S19230008187, № 045S19230008188, № 045S19230008189, № 045S19230008190.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Вологодского муниципального округа.
     Решением суда первой инстанции от 19.03.2024 с Учреждения в пользу Фонда взысканы финансовые санкции в сумме 1 300 руб., в удовлетворении остальной части требований Фонда отказано.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.09.2024 решение суда отменено. В удовлетворении заявления Фонда отказано полностью.
     В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 10.09.2024 и оставить в силе решение от 19.03.2024.
     Как указывает податель жалобы, Учреждение является страхователем застрахованных лиц - опекунов и попечителей, сведения о заключении и расторжении договоров с которыми представлены несвоевременно. В связи с данным нарушением Фонд считает правомерным возложение на Учреждение финансовых санкций.
     В отзыве на жалобу Учреждение указывает, что не является стороной договоров с застрахованными лицами, выплата вознаграждений производится им на основании соглашений, заключенных с органом местного самоуправления.
     В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
     Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Учреждением 04.05.2023, 16.05.2023, 19.05.2023, 23.05.2023, 25.05.2023, 02.06.2023, 13.06.2023, 22.06.2023 и 23.06.2023 представлены в Фонд сведения по форме ЕФС-1 в отношении следующих застрахованных лиц: Малаховой И.Н., Ивановой С.Ю., Смирновой Е.А., Бабайкиной Е.Н., Петровой Н.Н., Зеленцовой Е.А., Коробовой О.С., Коробовой О.С., Костылевой М.Ю., Воронцовой О.Н., Трушиной С.И., Лезновой Л.О., Бохтюжской Г.А. (далее - застрахованные лица)
     Придя к выводу о нарушении Учреждением срока предоставления сведений по форме ЕФС-1 в отношении указанных застрахованных лиц, Фонд составил акты от 25.08.2023 № 045S18230008144, № 045S18230008145,                                           № 045S18230008146, № 045S18230008147, № 045S18230008148,                                     № 045S18230008149, № 045S18230008151, от 09.08.2023 № 045S18230007592,        № 045S18230007593, № 045S18230007594, № 045S18230007595,                                    № 045S18230007596, № 045S18230007597 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
     По результатам рассмотрения актов и возражений Учреждения Фонд принял решения от 05.09.2023 № 045S19230007858, № 045S19230007859,                                  № 045S19230007860, № 045S19230007861, № 045S19230007862,                                      № 045S19230007863, от 20.09.2023 № 045S19230008184, № 045S19230008185,                   № 045S19230008186, № 045S19230008187, № 045S19230008188,                                     № 045S19230008189, № 045S19230008190 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в общей сумме 7 500 руб. (по 500 руб. за нарушение срока представления сведений о расторжении каждого  из договоров с застрахованными лицами).
     Фондом в адрес Учреждения направлены требования от 10.10.2023                         № 045S01230008261, № 045S01230008262, № 045S01230008263,                                    № 045S01230008264, № 045S01230008265, № 045S01230008266,                                   № 045S01230008267, от 25.09.2023 № 045S01230007986, № 045S01230007987,            № 045S01230007988, № 045S01230007989, № 045S01230007990,                             № 045S01230007991 об уплате финансовых санкций, неисполнение которых в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в суд.
     Суд первой инстанции, признав привлечение Учреждения к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ правомерным и установив возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность Учреждения, и снижения размера финансовых санкций, взыскал с Учреждения финансовые санкции в сумме 1 300 руб., отказав в удовлетворении остальной части требований Фонда.
     Суд апелляционной инстанции, установив, что Учреждение не является страхователем по смыслу норм Закона № 27-ФЗ, отменил решение суда первой инстанции и отказал удовлетворении заявления Фонда.
     Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
     Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации устанавливает Закон № 27-ФЗ.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     Согласно пункту 2 статьи 11 Закона  № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы:
     1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
     2) фамилию, имя и отчество;
     3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
     4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона;
     5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
     6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
     7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
     8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     В силу пункта 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 данной статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
     Частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
     В целях названного Закона в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 1 под страхователями понимаются - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
     В данном случае  апелляционным судом установлено, что спорные сведения представлены Учреждением в Фонд в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки на возмездных условиях с органами опеки и попечительства.
     Учреждение в договорных правоотношениях с застрахованными лицами не состояло, а осуществляло выплату вознаграждения приемным родителям на основании поступающих от соответствующих органов опеки и попечительства сведений о назначении (прекращении) выплаты мер социальной поддержки.
     Доказательств того, что Учреждение выступало в качестве стороны договоров об осуществлении опеки и попечительства со спорными застрахованными лицами, Фондом не представлено.
     Ссылка Фонда на устав Учреждения апелляционным судом обоснованно отклонена.
     Как верно отметила апелляционная инстанция, статус страхователя определяется не положениями устава юридического лица, а фактическими обстоятельствами заключения договора гражданско-правового характера, на основании которого застрахованному лицу осуществляются выплаты вознаграждения.
     Более того, как установлено апелляционным судом, в соответствии с пунктом 2.2 устава учреждения, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 30.12.2015 N 833 в редакции от 09.03.2023, на ответчика возлагалось выполнение функций по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также формирование иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие органы учреждений, подведомственных Департаменту, к которым муниципальные органы опеки и попечительства не относятся.
     В рассматриваемом случае Учреждение, не будучи стороной договоров с застрахованными лицами, не имеет статуса страхователя в спорных правоотношениях, а следовательно, не может нести ответственность, возлагаемую на страхователя статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
     Фактическое исполнение Учреждением обязанностей страхователя в рамках соглашений с ним по передаче сведений в отношении застрахованных лиц после получения соответствующей информации от органов опеки и попечительства не изменяет правового статуса Учреждения и не влечет признание его страхователем применительно к положениям Закона № 27-ФЗ.
     При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел оснований для привлечения Учреждения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей страхователя.
     Приводимые в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены им при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
     Направленность доводов кассационной жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 Постановления № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится.
     Учитывая, что дело рассмотрено апелляционной инстанцией полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     
                                   постановил:
     
     постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу № А13- 14538/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

О.Р. Журавлева

Ю.А. Родин

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92