Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Поликлиника «Полимедика Новгород Великий» Коробейниковой А.А. (доверенность от 21.09.2023), рассмотрев 02.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Поликлиника «Полимедика Новгород Великий» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2024 по делу № А44-7572/2023, у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (ОГРН 1185321002921, ИНН 5310022677; место нахождения: 173526, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Панковка, улица Промышленная, дом 1, помещение 9; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству труда и социальной защиты населения Новгородской области (ОГРН 1025300793539, ИНН 5321028800; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Великая, дом 8; далее - министерство) о признании незаконным бездействия по утверждению (рассмотрению) итоговых Сведений от 29.09.2023 к Соглашению от 30.03.2022 N 30-2022-000131 о предоставлении из бюджета Новгородской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), возложении на министерство обязанности в течение 10 дней с момента вынесения решения по настоящему делу рассмотреть итоговые Сведения от 29.09.2023 в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 17.12.2021 N 214н. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2024 признано незаконным бездействие министерства в нарушение положений пункта 8 приказа Минфина России от 17.12.2021 N 214н "Об утверждении порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствам участников казначейского сопровождения" по утверждению (рассмотрению) в период с 04.10.2023 по 25.10.2023 итоговых Сведений общества от 29.09.2023 к Соглашению от 30.03.2022 N 30-2022-000131 о предоставлении из бюджета Новгородской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ, в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия министерства в период с 26.10.2023 по настоящее время отказано; с министерства в пользу общества в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 руб. Постановлением апелляционного суда от 19.12.2024 указанное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обязать заинтересованное лицо в течение 10 (десяти) дней с момента вынесения арбитражным судом решения утвердить итоговые Сведения от 29.09.2023 к Соглашению от 30.03.2022 N 30-2022-000131. По мнению подателя жалобы, судами обеих инстанций проигнорировано преюдициальное значение решение суда по делу №А44-7571/2023, которым установлено, что представленные Обществом сведения не утверждены и в их отверждении не отказано именно по смыслу пункта 8 Приказа Минфина России от 17.12.2021 № 214н. Судами также не принято во внимание, что общество несколько раз размещало Сведения (28.08.2023, 18.09.2023, 29.09.2023), в связи с чем судам надлежало установить, в отношении каких именно сведений Министерство прекратило свое бездействие 26.10.2023. Общество также указывает, что поскольку весь период бездействия был разделен на до 26.10.2024 и после 26.10.2024, оно уточнило заявленные требования и просило признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в неутверждении итоговых сведений. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, обществом (получатель гранта) и министерством заключено соглашение от 30.03.2022 N 30-2022-000131 о предоставлении из бюджета Новгородской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из бюджета Новгородской области в 2022 году гранта в форме субсидии на реализацию пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в связи с оказанием медико-социальных услуг 76 лицам в возрасте 65 лет и старше являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, на территории Новгородской области в течение заявленного периода реализации пилотного проекта: 18 месяцев. Пунктом 14 Порядка предоставления в 2022 - 2024 годах грантов в форме субсидий частным медицинским организациям, участвующим в реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 24.03.2022 N 141 (далее - Порядок предоставления грантов), и пунктом 3.4 Соглашения установлено, что предоставление гранта осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими казначейское сопровождение. В соответствие с пунктом 14 Порядка предоставления в 2022 - 2024 годах грантов в форме субсидий частным медицинским организациям, участвующим в реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 24.03.2022 N 141 (далее - Порядок предоставления грантов), и пунктом 3.4 соглашения предоставление гранта осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими казначейское сопровождение. Поскольку в соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствам участников казначейского сопровождения, утвержденного приказом Минфина России от 17.12.2021 N 214н (далее - Порядок N 214н), Сведения об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ - 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213) согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее также Сведения) для участника казначейского сопровождения, являющегося получателем субсидии по договору (соглашению), утверждаются получателем бюджетных средств, в соответствии с условиями договора (соглашения), дополнительным соглашением от 17.05.2022 N 30-2022-000131/3 в соглашение внесены изменения, в число обязанностей министерства включено утверждение Сведений об операциях с целевыми средствами на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов (код формы по ОКУД 0501213) с учетом внесенных изменений не позднее 10 рабочего дня со дня получения указанных документов от Получателя гранта в соответствии с пунктом 4.3.12 соглашения. Пункт 4.3.12 соглашения дополнен обязанностью получателя гранта формировать в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Электронный бюджет): Сведения не позднее 35 рабочего дня со дня заключения соглашения; Сведения с учетом внесенных изменений не позднее 10 рабочих дней со дня внесения изменений в настоящее соглашение. Министерством в системе "Электронный бюджет" 17.05.2022 утверждены сведения об операциях с целевыми средствами (далее также сведения) на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов (код формы по ОКУД 0501213). В адрес министерства 07.08.2023 поступило обращение общества от 07.08.2023 N 175 с просьбой согласовать перераспределение денежных средств по статьям расходов, указанных в приложении к названному обращению. Поскольку обращение в качестве обоснования предложения о внесении изменений содержало лишь сведения о том, что изначально получателем гранта заложено меньше средств на статью "выплата заработной платы сотрудникам", а также образовалась экономия с закупок поставщиков, при этом обращение не включало информацию, содержащую финансово-экономическое обоснование данного изменения, включая сведения/документы, подтверждающие вышеназванную экономию с закупок, а также соответствующие расчеты по статье "выплата заработной платы сотрудникам", в отсутствие приложенных документов/сведений о периоде, в котором у получателя гранта образовалась задолженность, министерством в адрес общества направлена информация от 21.08.2023 N СЗ-6466-И о том, что предложенное в обращении перераспределение не соответствует порядку, целям и условиям предоставления гранта, установленным Правилами, в связи с чем, не согласовано министерством. В адрес министерства 20.09.2023 от общества поступило обращение с просьбой утвердить уточненные Сведения, приложенные к названному обращению; при этом, как установило министерство, в качестве обоснования своей просьбы общество указало иные причины (обстоятельства), которые в обращении от 07.08.2023 отсутствовали, а именно: увеличение трудозатрат на реализацию проекта ввиду того, что часть работ, которая планировалась им к выполнению силами поставщиков, выполнена силами персонала получателя гранта, в связи с чем увеличена численность персонала, вырос фонд оплаты труда и образовалась экономия по статье "закупка работ и услуг". По результатам рассмотрения обращения министерством обществу направлена информация от 22.09.2023 N СЗ-7170-И с предложением предоставить документы и сведения (с указанием их конкретного перечня) в обоснование изложенных в обращении предложений; письмом министерства от 25.09.2023 N СЗ-7228-И до сведения общества доведена информация о том, что Соглашением не предусмотрено перераспределение денежных средств между статьями расходов в рамках пилотного проекта. В ходе указанной переписки стороны не достигли соглашения по вопросу перераспределения средств гранта между статьями их расходов, предусмотренных основным Соглашением. Вместе с тем в срок до 29.09.2023 общество выплатило сотрудникам заработную плату и компенсации в связи с расторжением срочных трудовых договоров, погасив целевые платежи с расчетного счета 29.09.2023 и окончательно скорректировав Сведения от 29.09.2023, разместило 03.10.2023 итоговый вариант Сведений от 29.09.2023 в системе Электронный бюджет, письмом от 03.10.2023 просило министерство в порядке пункта 8 Порядка N 214н утвердить сведения для компенсации произведенных расходов. Не получив от министерства по истечении 10 рабочих дней за днем размещения (03.10.2023) Сведений от 29.09.2023 в Электронном бюджете итоговых ни решения об утверждении Сведений от 29.09.2024, ни уведомления об отказе в утверждении Сведений от 29.09.2023, общество полагая бездействие министерства по рассмотрению (утверждению) итоговых Сведений от 29.09.2023 незаконным, нарушающим положения пункта 8 Порядка N 214н, обратилось в суд. Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, признал незаконным бездействие министерства по утверждению (рассмотрению) итоговых Сведений общества от 29.09.2023 в период с 04.10.2023 по 25.10.2023 и отказал в признании незаконным бездействия министерства в последующий период. Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В силу пункта 4 Порядка N 214н для санкционирования операций с целевыми средствами участник казначейского сопровождения формирует и представляет в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ - 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213) согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее - Сведения), в которых указываются источники поступлений целевых средств согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, а также направления расходования целевых средств (далее - целевые расходы) согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, обеспечивающие достижение результата предоставления бюджетных инвестиций (субсидии), соответствующие предмету и условиям государственного (муниципального) контракта, контракта (договора). Согласно пункту 8 того же Порядка Сведения для участника казначейского сопровождения, являющегося получателем бюджетных инвестиций (субсидии) по договору (соглашению), утверждаются получателем бюджетных средств, либо получателем бюджетных инвестиций (субсидии) в соответствии с условиями договора (соглашения) или в случае представления им в территориальный орган Федерального казначейства разрешения получателя бюджетных средств на утверждение Сведений. Пунктом 8 Порядка N 214н определено, что в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), положениями Решения Сведения, подписанные уполномоченным лицом участника казначейского сопровождения, утверждаются государственным (муниципальным) заказчиком, получателем бюджетных средств, заказчиком на срок действия документа, обосновывающего обязательство, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем поступления от участника казначейского сопровождения Сведений. С учетом изложенного суд правомерно согласился с позицией общества о том, что исходя из размещения Сведений от 29.09.2023 в Электронном бюджете 03.10.2023 обязанность по рассмотрению (утверждению) данных Сведений подлежала исполнению министерством в течение 10 рабочих дней. Вместе с тем в установленный пунктом 8 Порядка N 214н десятидневный срок, ни впоследствии вплоть по 25.10.2023 министерство процессуального решения по рассмотрению Сведений от 29.09.2023 не принимало, что послужило основанием для признания судом первой инстанции незаконным бездействия министерства в период с 04.10.2023 по 25.10.2023. Отказывая в удовлетворении требований общества в остальной части, суд первой инстанции исходил из фактического прекращения министерством оспариваемого бездействия ввиду принятия 26.10.2023 решения об отклонении Сведений от 29.09.2023, о чем в Электронном бюджете размещено решение по отклонению Сведений, указаны причины такого отклонения: "перераспределение денежных средств между статьями расходов в рамках соглашения о предоставлении гранта в форме субсидий не предусмотрено". Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что материалы дела содержат достаточные доказательства, позволяющие соотнести указанное решение от 26.10.2023 именно со Сведениями от 29.09.2023, соответствующие скриншоты системы Электронный бюджет содержат информацию о дате документа, в отношении которого размещено решение от 26.10.2023 и указаны причины отклонения. С учетом изложенного суды правомерно указали на отсутствие установленных статьей 201 АПК РФ оснований для признания незаконным бездействия министерства после 26.10.2023. Доводы подателя жалобы о нарушении судами норм процессуального права в части отказа в удовлетворении ходатайства Общества об уточнении заявленных требований подлежат отклонению с учетом следующего. Заявитель, обращаясь в суд, должен самостоятельно формулировать свои требования, предмет и основания иска, а суд при рассмотрении спора не может выходить за пределы заявленных требований, так как в противном случае это явилось бы нарушением прав ответчика, в том числе по заявлению возражений против требований истца. На основании части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. По смыслу части 1 статьи 49 АПК РФ не допускается одновременное изменение предмета и основания иска, являющееся, по существу, предъявлением нового требования. Соблюдение данного запрета проверяется арбитражным судом вне зависимости от наименования представленного истцом документа (например, уточненное исковое заявление, заявление об уточнении требований). Согласно абзацу седьмому пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (постановление № 46) изменение правовой квалификации требования (например, со взыскания убытков на взыскание неосновательного обогащения) или правового обоснования требования (например, взыскания на основании норм о поставке на взыскание на основании норм об обязательствах вследствие причинения вреда) не является изменением предмета или основания иска, за исключением случаев, когда истец при изменении правовой квалификации изменяет также требование (предмет иска) и ссылается на иные фактические обстоятельства (основание иска). Согласно абзацу третьему пункта 26 постановления N 46 не является увеличением размера исковых требований предъявление истцом новых требований, связанных с заявленными в исковом заявлении, но не содержащихся в нем (например, требования о применении мер ответственности за нарушение обязательства дополнительно к заявленному в иске требованию о взыскании основного долга). Как видно из материалов дела, изначально общество оспаривало бездействие министерства и основывало свои требования на отсутствии какого-либо решения министерства при рассмотрении Сведений от 29.09.2023. Как указано выше, бездействие имело место в поведении министерства в период по 25.10.2023, поскольку по результатам рассмотрения указанных Сведений министерством принято решение от 26.10.2023 об отказе в их утверждении. При этом отказ министерства от 26.10.2023 в утверждении Сведений от 29.09.2023 общество не оспаривало. Отклоняя ходатайство общества об уточнении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что принятие уточнения требований в виде дополнительного требования общества об оспаривании отказа от 26.10.2023 является недопустимым, противоречит статье 49 АПК РФ, поскольку фактически данные требования являются новыми самостоятельными требованиями, рассмотрение которых в настоящем деле не отвечает принципу эффективности судебной защиты. Доводы жалобы об ином противоречат буквальному содержанию заявленных обществом по настоящему делу требований и представленным уточнениям требований. При этом суды верно указали, что несогласие общества с формой принятого министерством решения об отклонении (не утверждении) Сведений от 29.09.2023 и формой уведомления общества о данном решении выходит за рамки настоящего спора исходя из буквальной формулировки заявленных требований. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов. С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2024 по делу № А44-7572/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Поликлиника «Полимедика Новгород Великий» - без удовлетворения.
|