Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
1 сентября 2025 г. 20:37



5

А56-35191/2024



075/2025-17411(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 апреля 2025 года

Дело №

А56-35191/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Власовой М.Г.,           
     рассмотрев 03.04.2025 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А56-35191/2024,
     

у с т а н о в и л:

     Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295,             ИНН 7708503727 (далее - Компания; ОАО «РЖД»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трансойл», адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18, лит. А, пом. 309, ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080,  (далее - Общество), о взыскании 81 952,80 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 6390,47 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 10.04.2024, а также процентов с 11.04.2023 на сумму задолженности по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
     Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
     Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 26.07.2024 иск удовлетворен в части взыскания 13 292,40 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 1016,77 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 10.04.2024, а также процентов с 11.04.2023 на сумму задолженности по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. В остальной части иска отказано. Мотивированный текс решения изготовлен судом 09.08.2024.
     Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2024 решение суда от 09.08.2024 изменено, иск удовлетворен в полном объеме.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
     В отзыве на кассационную жалобу Компания указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
     Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
     Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
     Законность обжалуемых судебных  актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами, на путях общего пользования станции Суховская ВСБ в апреле-мае 2023 года простаивали 96 порожних вагонов, принадлежащих Обществу, прибывших в адрес грузополучателя - акционерного общества «РН-Транс» по 79 железнодорожным транспортным накладным.
     Перечень вагонов и номера накладных указаны в приложениях к семи претензиям от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/750 (21 вагон); № ВС ТЦФТО-05-18/23/777 (20 вагонов); № ВС ТЦФТО-05-18/23/778 (10 вагонов);  № ВС ТЦФТО-05-18/23/779 (10 вагонов); № ВС ТЦФТО-05-18/23/780 (9 вагонов); № ВС ТЦФТО-05-18/23/781 (15 вагонов); № ВС ТЦФТО-05-18/23/784 (11 вагонов).
     Получатель - акционерное общество «РН-Транс», отказался от приема данных порожних вагонов, поступивших от Общества на основании статьи 36 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее - Устав) по причине непригодности вагонов под погрузку в техническом и коммерческом отношении.
     Согласно статье 36 Устава, получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом и техническом отношении. Обо всех случаях отказа получателя от приема порожнего грузового вагона перевозчик уведомляет отправителя такого вагона, который обязан распорядиться таким вагоном в течение трех суток с момента получения уведомления об отказе от его приема.
     Задержка спорных вагонов по станции Суховская ВСБ подтверждена актами общей формы ГУ-23ВЦ, оформленными на начало и окончание простоя вагонов на путях общего пользования станции.
     Письмами начальника станции Суховская акты общей формы направлены в адрес Общества на подписание. Данные акты общей формы представителем Общества не подписаны, разногласия не представлены.
     Накопительные ведомости, по которым исчислен размер платы за период нахождения вагонов на путях общего пользования станции Суховская, в соответствии с тарифным руководством (приказ ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1), представитель Общества также отказался подписать, что зафиксировано актами общей формы об отказе от подписи накопительных ведомостей.
     По 17 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 250901 - 250917 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 21 вагона на путях общего пользования станции согласно статье 39 Устава. Расчет суммы платы по данным ведомостям произведен с учетом НДС (20%) на общую сумму 15 247,20 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/750).
     По 18 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 220946-220963 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 20 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму 22 756,80 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/777.
     По 10 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 220936-220945 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 10 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму           5980,80 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/778.
     По 10 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 220946-220963 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 10 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму 7507,20 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/779.
     По 9 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 011001-011010 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 9 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму 7340,40 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-5-18/23/780.
     По 13 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 011075-011088 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 15 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму 6769,20 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/781.
     По 11 накопительным ведомостям формы ФДУ-92 № 011089-011099 станции Суховская ВСБ перевозчиком произведено начисление платы за нахождение 11 вагонов на путях общего пользования станции, согласно статьи 39 Устава. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по данным ведомостям на сумму        16 351,20 руб. (согласно приложению № 1 к претензии от 27.10.2023 № ВС ТЦФТО-05-18/23/784.
     В целях соблюдения досудебного порядка обжалования в адрес Общества направлено семь претензий от 27.10.2023 № ВСТЦФТО-05-18/23/750 (на сумму         15 247,20 руб.), ВСТЦФТО-05-18/23/777 (на сумму 22756,80 руб.), ВСТЦФТО-05- 18/23/778 (на сумму 5980,80 руб.), ВСТЦФТО-05-18/23/779 (на сумму 7507,20 руб.), ВСТЦФТО-05-18/23/780 (на сумму 7 340,40 руб.), ВСТЦФТО-05-18/23/781 (на сумму 6769,20 руб.), ВСТЦФТО-05-18/23/784 (на сумму 16351,20 руб.), по которым предложено погасить задолженность в добровольном порядке.
     При этом, на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по каждой претензии начислены проценты за пользование чужими денежными средствами с даты отказа от накопительных ведомостей по 31.10.2023.
     Неисполнение требований претензий послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции удовлетворил иск частично.
     Апелляционная инстанция, не согласившись с выводами суда, удовлетворила иск полностью.
       Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
     Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
     Статьей 20 Устава предусмотрено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
     Частью 3 статьи 36 Устава предусмотрено право грузополучателя на отказ от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности.
     В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
     В соответствии с частью 14 статьи 39 Устава, если получатель в соответствии со статьей 36 Устава отказался от приема порожних грузовых вагонов по причинам, зависящим от отправителя, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится перевозчику получателем до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, а отправителем порожних грузовых вагонов с момента получения данного уведомления.
     Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
     Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела акты общей формы, апелляционный суд пришел к верному выводу о правомерности начисления Компанией Обществу  81 952,80 руб. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
     Поскольку Общество не представило доказательств внесения указанной платы, суд правомерно удовлетворил заявленные Компанией требования.
     Довод заявителя жалобы сводится к тому, что уведомление формы ВУ-23 направлено ему после начала простоя, поэтому простой должен быть исчислен с момента его уведомления.
     Данный вывод истца не основан на нормах закона. Из содержания статей 36, 39 Устава и пункта 2.3 Приказа ФСТ РФ № 127-т/1, следует, что простой поступивших по вине ответчика негодных под погрузку вагонов- цистерн оплачивается с момента уведомления перевозчика об отказе грузополучателя от приемки таких вагонов.
     Поскольку между сторонами существует электронный документооборот, позволяющий оформлять акты об отказе грузополучателя от поступивших порожних вагонов и акты о начале простоя этих вагонов на путях станции с указанием этой же датой время уведомлений владельца - грузоотправителя вагонов, поскольку в автоматическом режиме акты формы ГУ-23ВЦ поступают в адрес Общества, то ответчику доступны акты об отказе от вагонов грузополучателя и акты о начале его простоя в этот же день.
     Постановление апелляционного суда основано на положениях 36, 39 Устава и действующих нормативных актах, регламентирующих взимание платы за период нахождения вагонов на путях общего пользования железнодорожных станций        ОАО «РЖД».
     При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
     Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт - без изменения.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А56-35191/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» без удовлетворения.

Судья

М.Г. Власова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92