Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» Горбовской Е.В. (доверенность от 06.02.2024), рассмотрев 31.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2024 по делу № А56-111530/2023, у с т а н о в и л:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания - Россети», адрес: 121353, Москва, Беловежская ул., д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Общество), об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по публичному сервитуту на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 14.01.2022 № 16 «Об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства федерального значения «ВЛ 330 кВ Псков-Лужская» (далее - Приказ № 16) и представить его в уполномоченный орган для проведения государственной экологической экспертизы. Решением суда первой инстанции от 19.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2024, в иске отказано. Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт - об удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что представленный Обществом проект освоения лесов разработан и утвержден государственной экспертизой по договору аренды лесного участка от 19.10.2016 № 942/ДС-2016-10 и не относится к лесному участку, предоставленному по публичному сервитуту согласно Приказу № 16. Представитель Общества в судебном заседании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражала против удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, Приказом № 16 Обществу установлен публичный сервитут для использования лесного участка площадью 5,3 га, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Лужский район, Лужское лесничество, Лужское участковое лесничество. Неисполнение Обществом обязанности по разработке проекта освоения лесов в отношении предоставленного лесного участка послужило поводом для обращения Комитета в арбитражный суд с соответствующим иском. В удовлетворении заявленных требований суды отказали, обоснованно руководствуясь следующим. Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 указанного Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4, 5 этой статьи. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений, требования к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 № 864 (далее - Приказ № 864). Согласно пункту 27 Приказа № 864 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. В рассматриваемом случае требования предъявлены Комитетом в отношении земельного участка, обремененного публичным сервитутом, установленным Приказом № 16. Как следует из Приказа № 16 публичный сервитут установлен на срок 49 лет для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства федерального значения «ВЛ 330 кВ Псков-Лужская» по перечню и в границах согласно приложению. Согласно пункту 10 приложения к Приказу № 16 публичным сервитутом обременяется участок с кадастровым номером 47:29:0352001:1287, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Лужский муниципальный район, Лужское городское поселение, Лужское лесничество, Лужское участковое лесничество, квартал 87 выдел 48, квартал 88 выдел 41. Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, указанный лесной участок принадлежит Обществу на праве аренды на основании договора от 19.10.2016 № 942/ДС2016-10 и в отношении данного лесного участка разработан и представлен в Комитет проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы от 27.12.2017 № 2287-Л. С учетом изложенного, суды установили, что Обществом разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном по публичному сервитуту для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства федерального значения «ВЛ 330 кВ Псков-Лужская», и, признав исполненной обязанность Общества по предоставлению проекта освоения лесов, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Установленные судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2024 по делу № А56-111530/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
|