Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» Бородина Н.А. (доверенность от 21.12.2024), рассмотрев 31.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2024 по делу № А56-19422/2024, у с т а н о в и л:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы», адрес: 188534, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, тер. промышленная зона Орловские ключи, д. 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Общество), 10 943 446 руб. 63 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год. Решением суда первой инстанции от 14.08.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.12.2024, исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды неверно применили нормы о сроке исковой давности. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения. Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы. Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.03.2021 Общество, осуществляющее деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, представило в Управление декларацию о плате за НВОС за 2020 год. По результатам проверки представленной ответчиком декларации Управление выявило, что сумма, указанная природопользователем в графе «итоговая сумма платы для внесения за отчетный период» не поступила. В этой связи Управление направило Обществу требование от 26.12.2023 № 04-20/26315 о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 10 943 446 руб. 63 коп. Отказ Общества удовлетворить требования Управления в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания платы за НВОС за 2020 год, придя к выводу об их правомерности и обоснованности. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Как предусмотрено пунктом 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ, при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Согласно статье 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника (пункт 1); отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год (пункт 2); плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3); несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 7). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ). Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 № 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а постановлением от 03.03.2017 № 255 - Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31.05.2023 № 881; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям). Следовательно, обязанность по внесению указанной платы за 2020 год ответчиком должно было быть исполнено не позднее 01 марта 2021 года. На основании пункта 2 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности в этом случае начинается по окончании срока исполнения, то есть с 02.03.2021, соответственно последним днем срока исковой давности, с учетом месячного срока для соблюдения претензионного порядка, явилось 02 апреля 2024 года. Согласно материалам дела датой обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением считается 01.03.2024, то есть иск предъявлен с соблюдением срока исковой давности. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив факт обращение в суд с настоящим требованием в пределах срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с Общества платы за НВОС, начисленной в соответствии с положениями статей 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Закона № 7-ФЗ, постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 и Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ № 913. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2024 по делу № А56-19422/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» - без удовлетворения.
|