Учреждение, обращаясь в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу и заявляя ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указало, что осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности Администрации Колпинского района города Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами, социальной политики, физической культуры и спорта. Суд округа, рассмотрев ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, пришел к следующему. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. В силу подпункта «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 одной из государственных функций является оказание государственных услуг - предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой следует понимать деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Таким образом, государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие - в инициаторе взаимодействия. Как изложено в абзацах пятом и шестом вопроса 2 правовой позиции «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, 3 (2024)» (утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2024), Учреждения, подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления (например, учреждения здравоохранения, образования, культуры, охраны, жилищно-коммунального хозяйства), от уплаты государственной пошлины не освобождаются, за исключением случаев, когда спор связан с выполнением таким учреждением отдельных функций государственного органа (органа местного самоуправления), на что прямо указано в нормативном правовом акте, делегирующем учреждению подобные полномочия, и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ). В то же время необходимо учитывать, что во всяком случае не является основанием для освобождения учреждения от уплаты государственной пошлины на основании статей 333.36 и 333.37 НК РФ его участие в судебном споре, не связанном с защитой государственных, общественных интересов и возникшем из гражданских правоотношений (в частности, в споре об исполнении контракта по оплате поставленных энергоресурсов, товаров, оказанных услуг, результатов выполненных работ). В таком случае учреждение уплачивает государственную пошлину, предусмотренную статьями 333.19 и 333.21 НК РФ, наравне с иными участниками процесса. Таким образом, условием для освобождения Учреждения от уплаты государственной пошлины является делегирование Администрацией Колпинского района города Санкт-Петербурга полномочий заявителю в целях удовлетворения потребностей иного лица или неопределенного круга лиц, по которому мог бы возникнуть спор. Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Администрация Колпинского района города Санкт-Петербурга делегировало Учреждению полномочия в целях удовлетворения потребностей иного лица или неопределенного круга лиц. Спор по настоящему делу возник в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по контракту. Следовательно, Учреждение, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений, наравне с иными участниками процесса, независимо от правового статуса и деятельности, уплачивает государственную пошлину, предусмотренную статьями 333.19 и 333.21 НК РФ, при подаче кассационной жалобы по настоящему делу. Как следует из части 1 статьи 280 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 277 АПК РФ, выносит определение об оставлении кассационной жалобы без движения. В силу части 1 статьи 280 АПК РФ указанные выше нарушения являются основанием для оставления кассационной жалобы без движения. В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы без движения, подателю в срок до 16.05.2025 необходимо представить в суд округа доказательства уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 50 000 руб. либо ходатайство об ее отсрочке, рассрочке, уменьшении размера с обосновывающими документами. |