Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В., при участии от администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области - Денисова В.В. (доверенность от 25.12.2024), от общества с ограниченной ответственностью «Выборг-Карго» - Степутенко С.М. (доверенность от 21.02.2024), рассмотрев 03.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2024 по делу № А56-128727/2019,
у с т а н о в и л: Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Выборг-Карго» (далее - Общество) о взыскании 8 438 226 руб. 58 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости использования земельного участка площадью 338 672,7 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., муниципальное образование «Гончаровское сельское поселение», п. Вещево, в период с 01.01.2017 по 31.07.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период 01.01.2017 по 31.07.2019 в размере 598 210 руб. 91 коп. Решением суда первой инстанции от 06.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2021, иск удовлетворен в полном объеме. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2021 решение от 06.12.2020 и постановление от 31.03.2021 по делу № А56-128727/2019 оставлены без изменения. Общество обратилось в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре решения от 06.12.2020 по новым обстоятельствам. Решением суда первой инстанции от 30.05.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2024, заявление ответчика о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам удовлетворено. В кассационной жалобе Администрация, считая, что судебные акты приняты с нарушением норм процессуального права, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в обоснование заявления о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам Общество указало, что при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд исходил из того обстоятельства, что расчет произведен истцом в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 19.06.2018 № 261 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей и коэффициента развития» (далее - Решение Совета № 261). Разрешая спор суды исходили из того, что истцом правильно применен коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (КИО) в значении 2,323 в соответствии с пунктом 1 Решения Совета № 261, поскольку спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения не относится и как усматривается из кадастровых паспортов объектов, находящихся в собственности ответчика, на земельном участке имеются подъездные пути - дороги. Таким образом, нет оснований для применения КИО в значении 1, как просил истец. Общество, не согласившись с законностью и экономической обоснованностью Решения Совета № 261, оспорило его в судебном порядке. Решением Ленинградского областного суда от 19.01.2024 по делу № 3а-50/2024 пункт 1 Решения Совета 261 был признан недействующим с момента вступления в силу указанного решения суда. Апелляционным определением второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 по делу № 66а-339/2024 решение Ленинградского областного суда от 19.01.2024 по делу № 3а-50/2024 оставлено без изменения. Удовлетворяя заявление Общества суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сослались на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2018 № 29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос», согласно которой последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, обеспечиваемое доведением такого решения суда до сведения широкого круга лиц в надлежащем порядке (пункт 2 части 4 статьи 215 и часть 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и возможностью пересмотра в установленных случаях состоявшихся судебных решений, основанных на этом акте. Пункт 1 части 3 статьи 311 АПК Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - он не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом общей юрисдикции, вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим. Данный правовой подход также закреплен в практике Верховного Суда Российской Федерации (определение от 13.11.2024 № 306-ЭС-5502). В кассационной жалобе Администрация ссылается на то, что заявление Общества о пересмотре судебного акта подлежало оставлению без рассмотрения поскольку к моменту подачи данного заявления Решение Ленинградского областного суда от 19.01.2024 по делу № 3а-50/2024 еще не вступило в законную силу. Между тем к моменту принятия судом первой инстанции обжалуемого решения от 30.05.2024, резолютивная часть которого была оглашена 29.05.2024, указанное решение суда общей юрисдикции уже вступило в законную силу, то есть основания для оставления заявления Общества без рассмотрения отсутствовали. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2024 по делу № А56-128727/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области - без удовлетворения.
|