Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
28 августа 2025 г. 22:16



3

А05-635/2024



952/2025-18718(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 апреля 2025 года

Дело №

А05-635/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
     при участии от индивидуального предпринимателя Холзакова Алексея Михайловича представителя Федотова А.В. (доверенность от 27.09.2024),
     рассмотрев 09.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Холзакова Алексея Михайловича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 по делу № А05-635/2024,
     

установил:

     
     Индивидуальный предприниматель Холзаков Алексей Михайлович,  адрес: 163019, г. Архангельск, ОГРНИП 310290104100061, ИНН 290130120277 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000,  г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее -  Министерство), о признании незаконными решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, изложенного в письме от 06.10.2023 № 204-05/9774, и действий по отказу в утверждении проектной документации лесного участка, расположенного в квартале 63 Мезенского лесничества (Ручьевского участкового лесничества), в части выделов 22 и 42 площадью 4,5794 га, а также понуждении Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем принятия решения об утверждении проектной документации лесного участка, расположенного в квартале 63 Мезенского лесничества (Ручьевского участкового лесничества), в части выделов 22 и 42 площадью 4,5794 га.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Архангельской области «Мезенское лесничество»,  адрес: 164750, Архангельская обл., г. Мезень, Первомайский пр., д. 82,  ОГРН 1072930000835, ИНН 2917003334 (далее - Мезенское лесничество), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг»,  адрес: 109316, Москва, Волгоградский пр., д. 45, стр. 1, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952 (далее - ФГБУ «Рослесинфорг»).
     Решением суда первой инстанции от 04.06.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и  процессуального права, просит отменить решение от 04.06.2024 и постановление от 25.11.2024, приняв новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
     По мнению подателя жалобы, выявленные Министерством в представленной Предпринимателем проектной документации лесного участка несоответствия сведениям, отраженным в государственном лесном реестре (далее - лесной реестр), не могли служить законным основанием для отказа в утверждении этой документации. Как указывает Предприниматель,  Министерство наделено полномочиями по ведению лесного реестра, утверждению актов несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию, в связи с чем именно Министерство обязано было принять решение о проведении натурного обследования, внести соответствующие изменения в лесной реестр; не выполнение Министерством указанной функции  привело к отказу в утверждении проектной документации, что противоречит положениям статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
     В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, на основании части 70.1 ЛК РФ Предприниматель 16.08.2023 направил в Мезенское лесничество заявление о согласовании проектной документации на лесной участок, расположенный в квартале 63 Мезенского лесничества (Ручьевского участкового лесничества), в части выделов 22 и 42 площадью 4,5794 га (далее - проектная документация) и ее последующем направлении в Министерство для утверждения.
      Представленная Предпринимателем проектная документация подготовлена ФГБУ «Рослесинфорг».
     Мезенское лесничество письмом от 20.10.2023 № 546 уведомило Холзакова А.М. о возвращении Министерством проектной документации без утверждения (письмо от 06.10.2023 № 204-05/9774).
     Согласно письму Министерства  от 06.10.2023 № 204-05/9774 представленные Предпринимателем на рассмотрение материалы выполнены с нарушением норм Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 № 54 (далее - Требования № 54), а именно, характеристики проектируемого лесного участка не соответствуют данным лесного реестра.
     В указанном письме Министерство дополнительно отметило, что выдел 42 в квартале 63 Ручьевского участкового лесничества (участок Ручьевское) является неустроенными землями, то есть отсутствуют количественные и качественные характеристики выдела, внесенные в лесной реестр, в связи с чем для утверждения и дальнейшего использования проектной документации необходимо проведение натурного обследования с составлением акта несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию или проведение лесоустройства.
     Кроме этого, Министерство обратило внимание на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - Приказ № 496) и Порядок подготовки и утверждения актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, утвержденный распоряжением Министерства от 05.07.2021 № 823р.
      Предприниматель не согласился с решением, изложенным в письме от 06.10.2023 № 204-05/9774, а также  действиями Министерства об отказе в утверждении проектной документации  и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предпринимателя не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
     Порядок проектирования лесных участков регламентирован статьей 70.1 ЛК РФ.
     При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации, в которой указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (части 1 и 3 статьи 70.1 ЛК РФ).
     Согласно части 5 статьи 70.1 ЛК РФ целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в лесном реестре.
     В силу части 10 статьи 70.1 ЛК РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации.
     Одним из оснований для отказа в утверждении проектной документации, перечисленных в части 11  статьи 70.1 ЛК РФ, является несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, которые установлены в соответствии с частью 13 названной статьи (пункт 1).
     Пунктом 8 Требований № 54, утвержденных в соответствии с частью 13 статьи 70.1 ЛК РФ, предусмотрено, что проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков. В силу статьи 93.2 ЛК РФ  сведения лесохозяйственных регламентов лесничеств включаются в состав лесного реестра.
     Согласно пункту 5 Требований № 54  характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных лесного реестра.
     В данном  случае представленная Предпринимателем на рассмотрение проектная документация содержала характеристики проектируемого лесного участка,  не соответствующие данным лесного реестра, в чем убедились суды в ходе рассмотрения спора. На основании установленных обстоятельств суды пришли к выводу о законности отказа Министерства в утверждении проектной документации ввиду  ее выполнения с нарушением норм Требований № 54.
     Довод Предпринимателя о том, что принятие решения о проведении натурного обследования, составление акта несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию является функцией Министерства, и невыполнение Министерством указанной функции не может служить основанием  для отказа в утверждении проектной документации, получил надлежащую оценку судов и мотивированно отклонен.
     Как следует из пункта 5 Требований № 54, характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании натурного обследования проектируемого лесного участка при необходимости. В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным государственного лесного реестра составляется акт несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию в соответствии с Приказом № 496.
     То обстоятельство, что на момент выполнения проектной документации отсутствовало натурное обследование проектируемого лесного участка и не были составлены акты несоответствия данных лесного реестра натурному обследованию, не устраняет выявленное Министерством несоответствие характеристик проектируемого лесного участка данным лесного реестра.
     Следует отметить, что Министерство в оспариваемом отказе сообщило Предпринимателю о запланированном проведении работ по лесоустройству Мезенского лесничества в 2024 году, что позволяет заявителю  разработать проектную документации в соответствии с нормами Требований № 54.
     При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций  установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства.
     Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
     С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Предпринимателя.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 по делу № А05-635/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Холзакова Алексея Михайловича -  без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92