Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А., при участии от акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Демидовой А.Н. (доверенность от 25.03.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 по делу № А26-1649/2024, у с т а н о в и л: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад № 64 «Мармеландия», адрес: 185033, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Ключевая ул., д. 24А, ОГРН 1111001014123, ИНН 1001251930 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал», адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя (Центр р-н), д. 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - Водоканал), о взыскании 48 871 руб. 44 коп. неосновательного обогащения, 404 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 31.01.2024 на сумму 19 726 руб. 56 коп., с их последующим начислением, начиная с 01.02.2024 по день фактической оплаты задолженности; 417 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 31.01.2024 на сумму 10 308 руб. 24 коп., с их последующим начислением, начиная с 01.02.2024 по день фактической оплаты задолженности; 634 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 31.01.2024 на сумму 18 836 руб. 64 коп., с их последующим начислением, начиная с 01.02.2024 по день фактической оплаты задолженности. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация). Решением от 13.08.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2024, в иске отказано. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.08.2024 и постановление апелляционного суда от 27.11.2024, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, Водоканал неправомерно начислил плату на основании формулы, предусмотренной пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), поскольку Учреждение, оказывающее услуги по дошкольному образованию не соответствует критериям указанным в названном пункте, не осуществляет самостоятельных видов деятельности по организации общественного питания, стирке или химической чистке текстильных изделий. В материалы дела не представлены доказательства, что на объекте ответчика осуществлялись «вредные» виды деятельности. Начисление спорной платы возможно на основании результатов проведения контроля состава и свойств сточных вод, однако, Водоканал указанные контрольные мероприятия не проводил. В отзыве на кассационную жалобу Водоканал просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Водоканала возражал против ее удовлетворения. Учреждение и Администрация извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Водоканал (организация водопроводно - канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Учреждение (потребитель) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2022 № 10-3-31-06068-01 (далее - Договор), по которому организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод от объекта абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. В соответствии с пунктами 1.1, 2.5, 3.3.5, 3.3.6 и 3.3.19 Договора Учреждение приняло на себя обязательства соблюдать режимы водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, а также производить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов состава сточных вод. Водоканал оказывает услуги водоснабжения и водоотведения в отношении объекта Учреждения - здания детского сада, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, Ключевая ул., д. 24А . За период с сентября по ноябрь 2023 года Водоканал без проведения отбора проб сточных вод начислил Учреждению 48 871 руб. 44 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании пункта 203 Правил № 644, поскольку среднесуточный объем сбрасываемых абонентом сточных вод составляет менее 30 куб. м и на объекте абонент осуществляет деятельность по организации питания и стирки белья в соответствующих помещениях детского сада, указанную во втором абзаце пункта 203 Правил № 644, (осуществляемую фактически, без указания соответствующего вида деятельности в учредительных документах юридического лица и Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ)). Водоканал предъявил к оплате Учреждению счета-фактуры на общую сумму 48 871 руб. 44 коп. Учреждение указанные счета на сумму 48 871 руб. 44 коп. оплатило платежными поручениями от 27.10.2023 № 632363, от 13.11.2023 № 711218, от 15.12.2023 № 891005. В обоснование иска Учреждение указало, что требование Водоканала о внесении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является незаконным, так как Учреждение не соответствует критериям, указанным в пункте 203 Правил № 644. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, устава Учреждения, основным видом деятельности Учреждения является дошкольное образование. Денежные средства, оплаченные Учреждением, являются неосновательным обогащением Водоканала. В целях досудебного урегулирования спора Учреждение направило в адрес Водоканала претензии от 06.12.2023 и от 01.02.2024 с требованием возвратить сумму неосновательного обогащения. Претензии оставлены без удовлетворения. Ссылаясь на то, что на стороне Водоканала возникло неосновательное обогащение, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) и Правилами № 644. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. На основании подпункта «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами. Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод урегулирован в главе ХV Правил № 644. По общему правилу, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации о составе и свойствах сточных вод (далее - декларация), представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 130-130 (3) и 198 Правил № 644, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. В этих случаях плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод исчисляется в соответствии с пунктом 197 Правил № 644. Наряду с общим порядком, пунктом 203 Правил № 644 предусматривается исчисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в упрощенном порядке - без осуществления контроля и применения результатов анализа контрольных проб сточных вод по формуле, указанной в названном пункте Правил № 644. Названный упрощенный порядок исчисления платы применяется для объектов абонентов при наличии любого из перечисленных в абзаце втором-пятом пункта 203 Правил № 644 условий. В соответствии с абзацем вторым пункта 203 Правил № 644 к указанным объектам относятся объекты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м, используемые (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ) в целях осуществления, в частности, деятельности предприятий общественного питания стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий. При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод от объекта истца составляет менее 30 куб. м, что подтверждается справкой об объемах сточных вод абонента. Суды также установили, что в рассматриваемом случае на спорном объекте истца организация питания дошкольников, а также стирка белья осуществляются непосредственно в соответствующих помещениях детского сада (производственных цехах пищеблока и прачечной). При этом суды исходили из того, что согласно акту обследования, составленному Водоканалом в ходе плановой проверки 12.05.2023, и подписанному уполномоченным представителем Учреждения, на объекте истца имеется прачечная и пищеблок. Доказательства того, что питание на объекте Учреждения организуется путем доставки готовой пищи, которая при необходимости подогревается, раскладывается по порциям в одноразовую посуду с последующей утилизацией остатков пищи вместе с одноразовой посудой, исключающей попадание в систему водоотведения, а затем в водный объект различных жиров и химических веществ, в дело не представлены. Суды установили, что декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию, осуществляющую водоотведение, истец не представлял. В отсутствие поданной абонентом в установленном порядке декларации о составе и свойствах сточных вод, учитывая, что на спорном объекте истец осуществляет деятельность по организации питания дошкольников и стирке, указанную во втором абзаце пункта 203 Правил № 644 (осуществляемую фактически, без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица и ЕГРЮЛ), плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод правомерно начислена Водоканалом по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил № 644. Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что деятельность, перечисленная в абзаце втором пункта 203 Правил № 644, должна осуществляться абонентом как профессиональная коммерческая деятельность субъектов предпринимательства, направленная на получение прибыли, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права и не учитывает правовую позицию, приведенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2024 № 305-ЭС24-14178. Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебные акты по другим делам, выводы по которым основаны на иных конкретных фактических обстоятельствах. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в иске. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 по делу № А26-1649/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
|