Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., рассмотрев 26.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную федерального государственного автономного учреждения «Управление имуществом специальных проектов» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2024 по делу № А56-90893/2023, у с т а н о в и л:
Федеральное государственное автономное учреждение «Управление имуществом специальных проектов» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 123154, г. Москва, пр. Маршала Жукова, д. 38, ОГРН 1047734020542, ИНН 7734121555 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), о признании о признании недействительными предписания от 30.06.2023 № 47/У-9-ПР об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - Предписание) и решения от 02.08.2023, принятого по итогам рассмотрения жалобы на Предписание. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2024 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 11.07.2024 и постановление от 26.11.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Учреждения, изложенные в Предписании сведения не могут однозначно свидетельствовать об организации размещения и утилизации строительных отходов на земельном участке. Податель жалобы указывает, что размещенные на земельном участке материалы, обозначенные в Предписании как «строительные отходы и грунты», таковыми не являются, а представляют собой инертные строительные материалы, размещение которых осуществляется в целях строительства металлических ограждений и защитных валов по договору от 07.08.2019 № 07/08, заключённому между Учреждением и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Инжиниринг.ру»; полагает, что нарушений земельного законодательства не допущено. Стороны извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждению с 15.02.2021 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:958, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с установленным видом разрешенного использования - для спецнадобностей (далее - Участок). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на Участок зарегистрировано 15.02.2021. Заместителем главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра Голосной Ольгой Валерьевной (далее - Инспектор) 30.06.2023 проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого осуществлен визуальный осмотр Участка. По результатам осмотра, зафиксированным в акте инспекционного визита от 30.06.2023 № р/87-фи и протоколе осмотра от 30.06.2023, Инспектором выявлен факт проведения на Участке работ, связанных с завозом, размещением грунтов и строительных отходов (бой бетона, кирпича, металла и пр.). Учреждением в замечаниях к акту указано на осуществление указанных действий ООО «Инжиниринг.ру» на условиях договора от 07.08.2019 № 07/08. Посчитав выявленные при осмотре обстоятельства использованием Участка не по целевому назначению, Инспектор 30.06.2023 выдал Учреждению предписание № 47/7-9-ПР (далее - Предписание) об устранении нарушения путем использования Участка в соответствии с целевым назначением, не допуская размещения строительных отходов и грунтов, складирования и утилизации отходов. Предписание было оспорено Учреждением в порядке подчиненности. Решением заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель - исполняющего обязанности руководителя Управления Росреестра Е.В. Ситниковой от 02.08.2023 (далее - Решение) в удовлетворении жалобы на Предписание отказано. Не согласившись с Предписанием и вынесенным по итогам рассмотрения жалобы на Предписание Решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим. По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 2 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), пунктам 37, 39, 43 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 (далее - Положение № 1081), при осуществлении государственного земельного надзора органами государственного надзора (их территориальными органами) могут проводиться плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) в отношении юридических лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктами 1 - 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Закона № 248-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ, пунктом 2 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ, подпунктом «а» пункта 59 Положения № 1081 должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного КНМ выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения. В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ). В данном случае основанием для выдачи Учреждению Предписания послужили выявленные Инспектором при осмотре 30.06.2023 обстоятельства использования Участка, связанные с расположением на Участке строительных отходов. Как установлено судом апелляционной инстанции, обстоятельства, выявленные при осмотре 30.06.2023, послужили основанием для вынесения должностным лицом Управления Росреестра постановления от 30.11.2023 № 47/У-17/23 о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в использовании Участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенного использования, с назначением наказания в виде предупреждения. Указанное постановление от 30.11.2023 было оспорено Учреждением в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2024 по делу № А40-291220/2023 в удовлетворении заявления Учреждения о признании постановления от 30.11.2023 № 47/У-17/23 незаконным и его отмене отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 данное решение оставлено без изменения. Вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-291220/2023 подтверждена правомерность привлечения Учреждения к административной ответственности за нарушение, выразившееся в использовании Участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенного использования, исходя из обстоятельств, выявленных по результатам проведенного Инспектором 30.06.2023 осмотра Участка, применительно к которым Учреждению выдано Предписание об устранении этого нарушения, оспариваемое в рамках настоящего дела. При таком положении, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-291220/2023, имеющие преюдициальное значение для данного спора, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований Учреждения. Поскольку суды при рассмотрения дела правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2024 по делу № А56-90893/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения «Управление имуществом специальных проектов» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
|