Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Мимино» Данечко Я.А. (доверенность от 23.05.2024 № 23-05), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2024 по делу № А56-55336/2024,
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Мимино», адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Конюшенная ул., д. 39/39, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1237800105289, ИНН 7817131606 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным отказа Комитета, изложенного в уведомлении от 15.04.2024 № 05-26-16084/24-0-0, в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (НТО); обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о заключении с Обществом договора на размещение НТО. Решением от 21.08.2024 заявление удовлетворено. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2024 данное решение оставлено без изменения. Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, у Комитета отсутствовали основания для принятия по заявке Общества положительного решения, поскольку Общество не представило ведомость инвентаризации земельного участка/места размещения нестационарного торгового объекта, необходимость представления которой предусмотрена административным регламентом, и на момент рассмотрения заявки было сформировано предложение об исключении испрашиваемого места из схемы, что свидетельствует о несоответствии данного места положениям статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» (далее - Закон № 165-27). Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными. В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявкой от 25.03.2024 о заключении с ним на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 165-27 без проведения аукциона договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в месте, определенном пунктом 36 раздела IV. Сезонные объекты общественного питания. Временные сооружения, предназначенные для размещения сезонных объектов общественного питания, в том числе с выносными столиками, для размещения летних кафе (Пушкинский район, номер заявления в РГИС 32951) Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 № 5371-р (далее - Схема), на земельном участке площадью 26 кв. м, расположенном по адресу: г. Пушкин, Конюшенная ул., д. 39/39, для размещения временного сооружения, предназначенного для размещения сезонного объекта общественного питания - летнего кафе (выносные столики), сроком на 5 (пять) лет. Комитет уведомлением от 15.04.2024 № 05-26-16084/24-0-0 сообщил об отказе Обществу в заключении договора на размещение НТО в связи с наличием оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона № 165-27, поскольку Комитетом по благоустройству сформировано предложение об исключении данного участка из Схемы и до настоящего времени предложение не рассмотрено в установленном порядке. Общество, считая, что оснований для отказа в заключении с ним договора на размещение НТО не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов (подпункт 6 пункта 1). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются Законом № 165-27. В силу статьи 2 названного Закона предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО, осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, предусмотренных данным Законом, без проведения аукциона, за исключением отдельных случаев. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных схемой, заключается в случае размещения временных сооружений, предназначенных для размещения летних кафе, предприятием общественного питания на срок до 180 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае их размещения на земельном участке, смежном с земельным участком под зданием, строением, сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания, или на котором указанным предприятием общественного питания размещен павильон, палатка или киоск, относящиеся к НТО в сфере общественного питания. Основания для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона установлены пунктом 3 той же статьи. Таким основанием, в частности, является несоответствие места размещения НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, положениям статьи 1 Закона № 165-27 (подпункт 1 пункта 3). В свою очередь, статьей 1 Закона № 165-27 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, не соответствующим положениям статьи 1 Закона № 165-27 может быть признано указанное в заявке место, не включенное в схему. В оспариваемом решении Комитет со ссылкой на подпункт 1 пункта 3 статьи 6 Закона № 165-27 в качестве основания для отказа в заключении с Обществом договора указал на формирование Комитетом по благоустройству предложения об исключении испрашиваемого земельного участка из Схемы. Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1.4 Порядка в схему размещения подлежат включению торговые объекты, размещаемые на фактически свободных и не обремененных правами третьих лиц земельных участках. Случаи, в которых торговые объекты не подлежат включению в схему размещения, а также подлежат исключению из схемы размещения путем внесения изменений в нее, предусмотрены пунктом 1.5 Порядка. Как установлено судами, место размещения НТО, указанное в заявке Общества, на момент подачи заявки и принятия оспариваемого решения Комитета не было исключено из Схемы. Доказательства исключения этого места из Схемы к моменту рассмотрения дела также отсутствуют. Наличие оснований, предусмотренных пунктом 1.5 Порядка, для исключения испрашиваемого места из Схемы Комитет также не доказал, а формирование отраслевым органом предложения по исключению места из Схемы по причинам, не предусмотренным пунктом 1.5 Порядка, само по себе основанием для отказа в заключении с хозяйствующим субъектом договора на размещение НТО в этом месте не является. При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Комитета и удовлетворили заявленные требования. Довод Комитета о непредставлении Обществом ведомости инвентаризации земельного участка подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не было указано в оспариваемом отказе в качестве основания для отказа в заключении с Обществом договора. Кроме того, пунктом 2.6.2.4 Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, а также по заключению указанного договора, утвержденного распоряжением Комитета от 29.12.2017 № 251-р, не предусмотрена необходимость приложения к заявке копии ведомости инвентаризации земельного участка в случае подачи заявки о заключении договора на размещение НТО без проведения торгов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 165-27. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2024 по делу № А56-55336/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
|