Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Прод Торг» Соколова А.В. (доверенность от 09.03.2023), рассмотрев 26.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2024 по делу № А13-3683/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Прод Торг», адрес: 143130, Московская обл., г. Руза, р.п. Тучково, Восточный мкр., д. 11, кв. 1, ОГРН 1165075050579, ИНН 5075028725 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением с требованиями: - о признании недействительным решения Департамента лесного комплекса Вологодской области, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент) от 01.12.2023 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 17 693 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:349, площадью 444 400 731 кв.м, с местоположением: Череповецкий муниципальный р-н, Череповецкое лесничество, Кубинское участковое лесничество, - о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735 (далее - ТУ Росимущества), выразившегося в непринятии решения по заявлению Общества от 28.09.2023, - об обязании Департамента и ТУ Росимущества повторно рассмотреть заявление Общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 17 693 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:349, площадью 444 400 731 кв.м, местоположение: Череповецкий муниципальный р-н, Череповецкое лесничество, Кубинское участковое лесничество, и об утверждении схемы его расположения. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2024 требования заявителя удовлетворены. Указанное решение было обжаловано Департаментом в апелляционном порядке. С учетом уточнения Департаментом просительной части жалобы и обжалованием решения от 31.05.2024 только в части признания незаконным решения Департамента от 01.12.2023 и обязании Департамента повторно рассмотреть заявление Общества, в отсутствие возражений иных участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалованной Департаментом части. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2024 данное решение оставлено без изменения. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Департамент был переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Вологодской области (далее - Министерство). В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 31.05.2024 и постановление от 29.10.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Суды, по мнению подателя жалобы, не учли требования законодательства в области лесопользования, в том числе о недопустимости размещения и возведения на лесных участках капитальных строений, не исследовали доводы относительно того, что площадь испрашиваемого участка превышает площадь расположенного на нем здания. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи от 23.08.2019 № 01-пик, заключенного по результатам торгов посредством публичного предложения в ходе конкурсного производства в рамках дела № А13-311/2013 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Череповецкий бройлер» (далее - Компания), Общество приобрело у Компании в собственность комплекс имущества птицефабрики, в том числе здание с кадастровым номером 35:22:0000000:1445, поименованное как «здание цеха убоя с подвалом, ангаром для хранения и мойки тары, со слесарной мастерской», расположенное по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Климовское (далее - Здание). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Здание учтено как объект площадью 4293,6 кв.м, государственная регистрация права собственности Общества на Здание произведена 14.02.2020. Как указало Общество, Здание расположено на земельных участках - 35:22:0107030:1369 и 35:22:0000000:349. Участок с кадастровым номером 35:22:0107030:1369 относится к землям сельскохозяйственного назначения, предоставлен Обществу в аренду на основании договора от 10.11.2023 (т.д. 2, л. 55-60). По данным ЕГРН участок с кадастровым номером 35:22:0000000:349 площадью 444 400 731 кв.м учтен в составе земель лесного фонда, является объектом зарегистрированного права собственности Российской Федерации. В рамках дела № А13-1273/2023 Департамент обратился в арбитражный с иском с иском к Обществу об обязании освободить самовольно занятый лесной участок в квартале № 357 выделе 28 Кубинского участкового лесничества Череповецкого лесничества (в составе участка с кадастровым номером 35:22:0000000:349) от расположенного на нем имущества - Здания. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.05.2023 по делу № А13-1273/2023 в удовлетворении требований Департамента отказано; судом установлено, что фактически на местности территория, на которой расположено Здание, обнесена забором, на ней отсутствуют какие-либо лесные насаждения, расположен комплекс по переработке мяса птицы со всеми необходимыми коммуникациями (канализация, вода), очистными сооружениями и прочим, что Здание возведено в 1986 году, чего часть в 1997 году, оснований для признания Здания самовольной постройкой судом не выявлено. Общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 28.09.2023 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 17 693 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:349, площадью 444 400 731 кв.м, местоположение: Череповецкий муниципальный р-н, Череповецкое лесничество, Кубинское участковое лесничество, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей сельскохозяйственного использования и об утверждении схемы земельного участка с обозначением 35:22:0000000:349:ЗУ1. В составе приложений к указанному заявлению указаны схема, пояснительная записка. Решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с обозначением 35:22:0000000:349:ЗУ1 без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования либо отказе в таком предоставлении ТУ Росимущества не принято. ТУ Росимущества направило заявление Общества в Департамент. По результатам рассмотрения названного заявления Общества Департаментом лесного комплекса принято решение от 01.12.2023 № ИХ.03-7726/23 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 17 693 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:349, на территории Череповецкого муниципального округа. Данное решение мотивировано значительным превышением площади образуемого земельного участка над площадью объекта недвижимости. Также в решении указано, что испрашиваемая Обществом цель образуемого земельного участка сельхозназначение не соответствует цели, указанной в пояснительной записке - птицеводство и животноводство. В письме от 13.12.2023 ТУ Росимущества сообщило Обществу о направлении заявления от 28.09.2023 в Департамент для рассмотрения и об отказе Департаментом в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с наличием пресечения границ образуемого земельного участка с землями лесного фонда. Полагая отказ Департамента и бездействие ТУ Росимущества незаконными, нарушающими права Общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим. Из предмета заявленных Обществом требований следует, что оно претендует на предоставление ему в собственность части Участка, то есть земельного участка, который еще не сформирован в качестве объекта прав. Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, который предстоит образовать, предполагает, в частности, подготовку схемы расположения земельного участка, подачу заинтересованным лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, такого решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду. Как установлено судами, спорный публичный земельный участок, учтенный в составе земель лесного фонда, испрашивался Обществом к предоставлению на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ со ссылкой на нахождение на Участке принадлежащего Обществу на праве собственности Здания для использования в сельскохозяйственных целях по целевому назначению Здания (цех убоя птицы). Частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) предусмотрено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ). В соответствии пунктом 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 той же статьи (в случае пересечения с землями лесного фонда), не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа. Согласно части 2 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ если лесной участок, указанный в части 1 названной статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется. В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ). В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перечень которых является исчерпывающим. Исследовав и оценив аргументы Департамента, изложенные в оспариваемом решение от 01.12.2023, о недопустимости размещения на землях лесного фонда объектов капитального строительства и о несоразмерности испрашиваемого участка нуждам эксплуатации Здания, суды посчитали их необоснованными и мотивированно их отклонили. При этом суды исходили из установленных при рассмотрении дела № А13-1273/2023 обстоятельств использования участка, отсутствия на нем лесных насаждений, размещения в пределах спорной территории комплекса по переработке мяса птицы, в том числе Здания, права на которые возникли до 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, приняли во внимание, что в удовлетворении требований Департамента об освобождении лесного участка от Здания было отказано. С учетом указанных обстоятельств, целевого назначения Здания, суды обоснованно применили к спорной ситуации положения статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ об особенностях образования участка из состава земель лесного фонда, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов (в данном случае - сельскохозяйственные цели), и пункта 7 статьи 3.5 ЗК РФ. Рассматривая вопрос о соразмерности испрашиваемого участка, суды приняли во внимание, что актом выбора под строительство цеха от 31.01.1979, решением исполнительного комитета Череповецкого районного совета народных депутатов от 01.02.1979 № 37 определен земельный участок площадью 3,6 га, на котором впоследствии были возведены цех убоя птицы, ангар слесарной мастерской для хранения и мойки тары, которые в настоящее время зарегистрированы единым объектом общей площадью 4293,6 кв.м (Здание). По результатам исследования и оценки совокупности собранных по делу доказательств суды пришли к выводам, что для эксплуатации Здания используются участки общей площадью 3,3 га, для эксплуатации комплекса по убою птицы Общество использует исторически сложившийся земельный участок, предоставленный для организации данного производства в 1979 году площадью 3,6 га, фактически используемая площадь земельного участка совпадает с площадью, представленной для утверждения схемы земельного участка, и что площадь земельного участка не превышает установленный максимальный размер земельного участка для птицеводства. Соответствующие выводы судов и обстоятельства, на основании которых они были сделаны, доводами кассационной жалобы не опровергнуты. При таком положении, признав недоказанным Департаментом наличие правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, суды обоснованно удовлетворили требования Общества. С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2024 по делу № А13-3683/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области - без удовлетворения.
|