Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2025 года. В полном объеме постановление изготовлено 10 апреля 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В., при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Поветьевой Н.В. (доверенность от 27.09.2023), от Администрации муниципального образования «Бугровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Михайловой Е.А. (доверенность от 16.01.2025), рассмотрев 10.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2024 по делу № А56-110656/2023, у с т а н о в и л: Администрация муниципального образования «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (после вступления в силу областного закона Ленинградской области от 08.06.2024 № 66-оз «Об административно-территориальных преобразованиях во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области в связи с изменением категории населенного пункта Бугры и о внесении изменений в отдельные областные законы» - Администрация Бугровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области), адрес: 188660, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Бугры, Шоссейная улица, дом 12, ОГРН 1064703001010, ИНН 4703083738 (далее - Администрация; истец), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Россети Ленэнерго», адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская улица, дом 21, литера А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго; ответчик), о признании недействительным акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) от 08.12.2022 № БП/012253 (далее - Акт). Ленэнерго предъявило встречный иск о взыскании с Администрации 55 561 руб. 79 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости электрической энергии, потребленной в период с 12.10.2022 по 08.12.2022 в отсутствие договора энергоснабжения, 3166 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 28.02.2023 по 17.10.2023, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российский Федерации (далее - ГК РФ) с 18.10.2023 по день фактической оплаты основного долга. К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее - Компания). Решением суда первой инстанции от 06.08.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2024, первоначальный иск Администрации удовлетворен, Акт признан недействительным. В удовлетворении встречного иска Ленэнерго отказано. В кассационной жалобе Ленэнерго, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении первоначального иска и об удовлетворении встречного иска. Как указывает податель жалобы, Администрация является лицом, осуществившим бездоговорное потребление электрической энергии, поскольку организация и содержание уличного освещения поселения относится к вопросам местного значения; вопреки выводу судов, спорный фонарь расположен на землях общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования, а не на частной территории, что предполагает его использование в публичных интересах для освещения дороги; из условий договора энергоснабжения от 10.01.2022 № 47200000200060, заключенного между Администрацией и Компанией, не следует, что спорный фонарь являлся объектом энергоснабжения. В отзыве Администрация просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Ленэнерго поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации отклонил их. Представители Компании, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, в ходе проверки, проведенной 08.12.2022, Ленэнерго выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии светильником уличного освещения, размещенным у дома № 4 по Лесной улице в деревне Мендсары Бугровского сельского поселения и самовольно подключенным от ТП-8724 путем врезки в ВЛ-0,4 кВ не через учет электроэнергии третьих лиц. По результатам проверки в отношении Администрации в одностороннем порядке составлен Акт. Ленэнерго выставило Администрации счет от 20.01.2023 на оплату 55 561 руб. 79 коп. стоимости бездоговорно потребленной электрической энергии. Ссылаясь на то, что Акт составлен в отношении ненадлежащего лица, собственником светильника Администрация не является и бездоговорное потребление электрической энергии не осуществляла, Администрация обратилась в арбитражный суд с первоначальным иском о признании Акта недействительным. Полагая, что лицом, ответственным за организацию и содержание уличного освещения в деревне Мендсары и обязанным оплатить бездоговорно потребленную электроэнергию, является Администрация, Ленэнерго предъявило встречный иск о взыскании стоимости бездоговорно потребленной электрической энергии. Посчитав недоказанным факт причастности Администрации к установке спорного фонаря, суды удовлетворили первоначальный иск и отказали в удовлетворении встречного иска. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), бездоговорным потреблением электрической энергии является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии. По факту бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление (пункт 177 Основных положений). Расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 189 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии (пункт 186 Основных положений). Расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии осуществляется сетевой организацией расчетным способом в соответствии с пунктом 189 Основных положений и пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год. Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление электрической энергии, способом, позволяющим подтвердить факт его получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 177 настоящего документа, или в течение 2 рабочих дней со дня определения в порядке, установленном настоящим документом, цены бездоговорного потребления электрической энергии. Лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета. При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление электрической энергии, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии. Из приведенных норм права следует, что составление Ленэнерго Акта влечет за собой определение объемов потребленной электрической энергии расчетным способом и возможность предъявления Ленэнерго к Администрации требований об оплате стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления. При этом названные правовые последствия наступают независимо от признания или непризнания Администрацией факта бездоговорного потребления. Администрация, в отношении которой составлен Акт, в случае несогласия со своей причастностью к выявленному бездоговорному потреблению, вправе предъявить требование об оспаривании Акта, которое подлежит рассмотрению как требование о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права (абзац третий статьи 12 ГК РФ). Правомерность составления сетевой организацией такого Акта входит в предмет исследования и оценки судов в рамках настоящего дела и служит цели внесения определенности в правоотношения сторон (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021). Оспаривая законность Акта, Администрация ссылалась на свою непричастность к спорному подключению. Пунктом 178 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны быть отражены данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии. Как верно отметили суды, лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, не может быть определено сетевой организацией произвольно. Заявляя требование о взыскании стоимости бездоговорного потребления, истец должен доказать, что бездоговорное потребление осуществлялось в интересах лица, указанного в Акте, а не совершено иными неустановленными лицами, за действия которых орган местного управления не должен нести ответственности. При этом выполнение Администрацией обязанностей по организации в границах поселения электроснабжения населения и благоустройства территории поселения, предусмотренных подпунктами 4 и 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не создает презумпцию принадлежности спорного светильника муниципальному образованию. Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что ни содержащаяся в Акте информация, ни сделанные Ленэнерго в ходе проверки фотографии не позволяют установить действительного владельца спорного фонаря. Иные доказательства того, что уличный светильник находится в муниципальной собственности, был установлен Администрацией и является частью сети уличного освещения населенного пункта, обслуживание которой входит в компетенцию муниципальных органов власти, в материалах дела также отсутствуют. Факт осуществления Администрацией бездоговорного потребления электроэнергии истец документально не подтвердил. Судами установлено, что освещение на Лесной улице в деревне Мендсары организовано Администрацией в рамках договора энергоснабжения от 10.01.2022 № 47200000200060, заключенного между Администрацией и Компанией, а надлежащее технологическое присоединение подтверждается выданным Ленэнерго актом об осуществлении технологического присоединения от 24.12.2019 № 94711111111-ОД-ПрЭС-23823-18/32210-Э-18-79352. В судебных актах, вопреки доводам подателя жалобы, отсутствует вывод о том, что спорный светильник был включен в данный договор. В ходе рассмотрения дела Администрация отрицала использование светильника для решения вопросов местного самоуправления. Ссылка подателя жалобы на то, что спорный фонарь был включен в реестр муниципального имущества, не принимается кассационной инстанцией, поскольку в приложении № 1 к постановлению Администрации от 31.10.2022 № 582, на которое ссылается Ленэнерго, отсутствуют индивидуальные признаки упомянутых в нем 91 светильника на 89 опорах по Садовой, Лесной, Тенистой, Кленовой улицам и улице Строителей, подключенных от ТП-8724. Кроме того, на сделанной Администрацией 31.01.2023 фотографии видно, что спорный фонарь демонтирован. Из зафиксированного в Акте способа присоединения следует и ответчиком не опровергнуто, что ТП-8724, отходящая от нее ВЛ-0,4 кВ, в которую была выполнена врезка для подключения фонаря, принадлежат Ленэнерго, оказывающего с их помощью услуги по передаче электрической энергии. С учетом этого обстоятельства подключение спорного светильника нарушает права Ленэнерго как владельца объектов электросетевого хозяйства, а не Администрации как представителя собственника земель общего пользования на территории муниципального образования. Поэтому именно Ленэнерго должно осуществлять контроль за возможным самовольным подключением третьих лиц к электрическим сетям, в том числе для организации наружного освещения, а также устанавливать лиц, допустивших самовольное присоединение к сетям (пункт 169 Основных положений). На Администрацию не могут быть возложены негативные последствия любого выявленного бездоговорного потребления электроэнергии с использованием светильников, расположенных на опорах сетевой организации в границах муниципального образования. При таких обстоятельствах основания для составления спорного Акта в отношении Администрации у Ленэнерго отсутствовали, Акт не соответствует требованиям пункта 178 Основных положений и не может считаться допустимым доказательством осуществления Администрацией бездоговорного потребления электрической энергии. Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили иск Администрации о признании Акта недействительным и отказали Ленэнерго во встречном иске о взыскании с Администрации стоимости бездоговорного потребления. Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Ленэнерго не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2024 по делу № А56-110656/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.
|