Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
27 августа 2025 г. 12:26



4

А05-10298/2024



997/2025-19469(4)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 апреля 2025 года

Дело №

А05-10298/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи              Нестерова С.А.,
     рассмотрев 16.04.2025 без вызова сторон кассационную жалобу администрации муниципального образования «Северодвинск» на определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 по делу № А05-10298/2024,

у с т а н о в и л:

     Администрация муниципального образования «Северодвинск», адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СТ», адрес: 64514, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 104, пом. 5-Н, ОГРН 1212900005702, ИНН 2902089177 (далее - Общество), о взыскании 12 778 руб. платы за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 29:28:102050:15 за период 01.12.2022 по 31.03.2024 и 1 507 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 27.12.2022 по 15.07.2024.
     Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Решением от 14.11.2024, принятым путем подписания судьей резолютивной части, в удовлетворении иска отказано.
     Мотивированное решение изготовлено 25.11.2024.
     Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой на решение от 25.11.2024.
     Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2024 апелляционная жалоба Администрации оставлена без движения со ссылкой на нарушение требования, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 260 АПК РФ, а именно отсутствие документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере или права на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины. Подателю жалобы было предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, и обеспечить поступление необходимых документов непосредственно в суд апелляционной инстанции не позднее 31.01.2025.
     Определением от 03.02.2025 суд возвратил апелляционную жалобу Администрации на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения.
     В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить определение от 03.02.2025. Податель жалобы полагает, что Администрация как орган местного самоуправления в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выступающая в качестве ответчика по делу, освобождена от уплаты государственной пошлины в связи с рассмотрением настоящего дела, поэтому апелляционная жалоба возвращена неправомерно.
     Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
     Стороны извещены в соответствии с требованиями названного Кодекса о принятии жалобы к производству.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 288.2 АПК РФ.
     В статье 260 АПК РФ установлены требования, предъявляемые к форме и содержанию апелляционной жалобы. Так, к апелляционной жалобе, помимо иных документов, прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины (пункт 2 части 4 статьи 260 АПК РФ).
     Согласно части 1 статьи 263 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 260 названного Кодекса, выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без движения.
     Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда (пункт 5 части 1 статьи 264 АПК РФ).
     Как следует из материалов дела, рассмотрев вопрос о принятии апелляционной жалобы Администрации к производству, суд апелляционной инстанции установил, что она подана с нарушением требований пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ, а именно: подателем жалобы не приложены ни документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере - 30 000 руб. или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, ни ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или уменьшении размера государственной пошлины.
     Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
     Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
     Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2,3 (2024), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2024 (ответ на вопрос 2 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике»), учреждения, выполняющие функции органа государственной власти, включая их территориальные подразделения, или выполняющие функции органа местного самоуправления (например, центральные органы военного управления (Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации), органы управления объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, региональные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; администрации муниципальных образований), освобождаются от уплаты государственной пошлины в суде первой инстанции на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. При этом достаточными признаками являются статус учреждения и его процессуальное положение (истец, ответчик).
     Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
     В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3                                статьи 125 ГК РФ).
     Спор по настоящему делу связан с отношениями по использованию публичного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
     Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определены органы, уполномоченные на распоряжение публичными землями, государственная собственность на которые не разграничена, в числе таковых названы, в частности, органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, расположенных в их пределах.
     Участие Администрации в качестве истца по настоящему делу обусловлено осуществлением указанных функций.
     Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления, выступающий истцом по делу, являясь лицом, осуществляющим в силу закона полномочия по распоряжению спорным публичным участком и представление интересов государства в этих отношениях, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по данному делу.
     При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для возвращения апелляционной жалобы Администрации по мотиву нарушения требований пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ и неустранения такого нарушения.
     Ввиду изложенного следует признать, что определение суда апелляционной инстанции 03.02.2025 вынесено с нарушением норм процессуального права и в связи с этим подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации - направлению в апелляционный суд для решения вопроса о принятии ее к производству.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 по делу № А05-10298/2024 отменить.
     Дело направить в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд для решения вопроса о принятии к производству апелляционной жалобы администрация муниципального образования «Северодвинск».

Судья

С.А. Нестеров

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92