Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
5 августа 2025 г. 04:16



5

А56-46834/2023



985/2025-19493(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 апреля 2025 года

Дело №

А56-46834/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
     при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Борисова Р.Б. (доверенность от 07.10.2022),
     рассмотрев 28.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 16.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 по делу № А56-46834/2023,

у с т а н о в и л:

     Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16,  корп. 2, лит. А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, адрес: 191119,  Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342,  ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности денежных средств у основного должника - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России),  1 093 361 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в феврале - апреле 2022 года на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения зданий, расположенных в Санкт-Петербурге по адресам: Кадетская линия В.О., д. 1, корп. 2, 3, лит. А; Кадетская линия В.О., д. 1/3, корп. 3; 847 093 руб. 39 коп. неустойки, начисленной за период с 03.09.2019по 30.09.2021.
     Решением суда первой инстанции от 23.07.2023, оставленным  без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.11.2023,  исковые требования удовлетворены.
     Постановлением от 04.03.2024 кассационный суд отменил решение  от 23.07.2023 и постановление от 01.11.2023 в части взыскания с Учреждения,  а при недостаточности у того денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России в пользу Общества 847 093 руб. 39 коп. неустойки, распределения судебных расходов на уплату государственной пошлины, направил дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части решение от 23.07.2023 и постановление  от 01.11.2023 оставил без изменения.
     Решением суда первой инстанции от 16.09.2024, оставленным  без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2025,   с Учреждения, а при недостаточности денежных средств у основного должника -  с Минобороны России в пользу Общества взысканы 567 948 руб. 10 коп. неустойки, 27 743 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; Обществу из федерального бюджета возвращены  595 руб. государственной пошлины.
     В кассационной жалобе Минобороны России, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие  выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.09.2024 и постановление от 17.01.2025, принять по делу новый судебный акт об отказе  в иске.
     По мнению подателя жалобы, суды необоснованно привлекли Минобороны России к субсидиарной ответственности и отказали в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ).
     Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
     В судебном заседании представитель Предприятия возражал против  удовлетворения кассационной жалобы.
     Учреждение и Минобороны России в ходатайстве от 28.04.2025, направленном в суд кассационной инстанции, просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Суды первой и апелляционной инстанций при первоначальном рассмотрении дела признали исковые требования обоснованными по праву  и размеру.
     Кассационный суд отменил решение и постановление в части взыскания  с Учреждения, а при недостаточности у того денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России в пользу Общества  847 093 руб. 39 коп. неустойки, распределения судебных расходов на уплату государственной пошлины, направил дело в указанной части на новое рассмотрение.
     Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела в отмененной  части признал исковые требования обоснованными по праву и размеру  в части 567 948 руб. 10 коп. неустойки.
     Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
     Проверив законность принятых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
     Статьями 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства  и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких  условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются,  за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами  или иными правовыми актами.
     Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
     В пункте 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; по требованию  об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
     На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать  уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо  от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
     Согласно статье 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение  и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
     Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации 02.04.2020 принято постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
     Пунктом 5 Постановления № 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
     Таким образом, начисление (взыскание) неустоек, предусмотренное законодательством и условиями заключенных договоров, приостановлено (установлен мораторий) как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами,  то есть плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
     При новом рассмотрении дела Общество в судебном заседании, состоявшемся 04.09.2024, представило информационный расчет неустойки, исключив из него период действия моратория, введенного Постановлением  № 424.
     Суды признали данный расчет арифметически правильным.
     Требование Общества о взыскании неустойки по существу подателем жалобы не оспорено, контррасчет не представлен.
     Минобороны России полагает, что неустойка как явно несоразмерная последствиям нарушения обязательства подлежала снижению на основании статьи 333 ГК РФ.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства,  суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
     При рассмотрении спора суды не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
     Как разъяснено в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности  за нарушение обязательств», основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам  статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение  норм материального права, к которым, в частности, относятся снижение неустойки ниже установленного законом предела или уменьшение неустойки  в отсутствие заявления должника в случаях, установленных пунктом 1  статьи 333 ГК РФ.
     Нарушения или неправильного применения норм материального права  в части, касающейся применения статьи 333 ГК РФ, судами не допущено.
     Определение баланса между размером неустойки и последствиями нарушения обязательства относится к фактическим обстоятельствам дела, которые устанавливает суд при рассмотрении дела по существу.
     Минобороны России также выразило несогласие с привлечением  его к субсидиарной ответственности.
     Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает  по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.  При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам,  при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии  с абзацем первым пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (абзац второй пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ).
     Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов муниципальных автономных учреждений (начиная с момента появления такого вида учреждений), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
     Между тем ряд кредиторов автономного учреждения по роду своей деятельности вступают в договорные отношения с учреждением в силу предусмотренной законом обязанности, при отсутствии права на отказ  от заключения договора. К таковым относятся контрагенты учреждения  по договорам ресурсоснабжения (гарантирующие поставщики, сетевые организации, тепло-, водоснабжающие организации и др.).
     В аспекте взаимодействия этих лиц с бюджетными учреждениями Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020  № 23-П указал, что их обязанность заключить соответствующий публичный договор направлена на защиту интересов потребителей ресурса,  что не исключает необходимости поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности теплоснабжающей организации - кредитора муниципального бюджетного учреждения.
     Применительно к таким контрагентам учреждений Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положения пункта 5  статьи 123.22 ГК РФ не могут обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников - муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, «защищено» их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами. При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности  на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств  из публичного договора теплоснабжения при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей  и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.
     В определении от 06.02.2023 № 309-ЭС22-18499 Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала,  что по смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нарушение баланса прав и законных интересов  возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности  кредитора учреждения на основании положений статьи 426 ГК РФ вступить  в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений  не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика,  в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника  имущества учреждения.
     На основании изложенного суды обоснованно привлекли Минобороны России к субсидиарной ответственности.
     Выводы судов первой и апелляционной инстанций, послужившие основанием для принятия обжалуемых судебных актов, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
     Приведенные Минобороны России доводы были подробно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
     Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов,  судом кассационной инстанции не установлено.
     На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 по делу № А56-46834/2023 оставить  без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.  

Председательствующий

Т.В. Жукова

Судьи

А.А. Кустов
 В.В. Старченкова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92