Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
26 августа 2025 г. 07:41



6

А56-84477/2023



625/2025-19599(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2025 года

Дело №

А56-84477/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Комфорт» Ткаль О.С. (доверенность от 20.11.2024),
     рассмотрев 15.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Комфорт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2024 по делу № А56-84477/2023,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал - Комфорт», адрес: 188691, Ленинградская область, город Кудрово, Каштановая аллея, дом 3, помещение 18-Н, офис 1, ОГРН 7804663191, ИНН 1197847249621 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 190000, Санкт-Петербург, улица Некрасова, дом 14, литера «Б», ОГРН 7842018964, ИНН 1147847555107 (далее - Комитет), от 09.06.2023 № 6-23/1 (ЭА).
     Решением суда первой инстанции от 14.12.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 10.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
     Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество в период с 18.08.2021 по 31.03.2023 осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Областная, д. 1 (далее - МКД), на основании договора управления от 09.08.2021, утвержденного протоколом от 28.07.2021 № 1 по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.
     В связи с поступлением обращений граждан, проживающих в МКД (вх. № 01-04/08-64621 от 27.03.2023, № 01-04/08-9175 от 02.05.2023) по вопросу соблюдения порядка перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, за 2022 год, Комитетом на основании решения от 18.05.2023 № 6-23 (ЭА) в период с 18.05.2023 по 09.06.2023 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Обществом пункта 29(3) Правил № 491, а также требований частей 9.2, 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
     По результатам проверки Комитетом составлен акт проверки от 09.06.2023 № 6-23 (ЭА), согласно которому в действиях Общества выявлено нарушение порядка расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пунктами 29(2), 29(3) Правил № 491, а именно: Общество осуществляло расчет указанной платы по условиям договора управления МКД от 09.08.2021, а не по нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг, а также в январе 2023 года осуществило корректировку платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества за весь период 2022 года, исходя из показаний общедомового прибора учета на основании Постановления № 92, которое вступило в силу только с 01.09.2022.
     По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 09.06.2023 № 6-23/1(ЭА) об устранении выявленных нарушений, которым Обществу предписано в срок до 01.09.2023 устранить выявленные нарушения, принять меры к восстановлению нарушенных прав граждан, проживающих в жилых помещениях МКД.
     Общество не согласилось с предписанием Комитета, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
     Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В силу частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
     Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
     В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Указанной нормой предусмотрены исключения, в том числе случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
     1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Из материалов дела следует и судами установлено, что Общество осуществляет управление МКД, оборудованным ОДПУ соответствующего коммунального ресурса, что подтверждается актами ввода ОДПУ в эксплаутаци.
     Суды указали, что протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, отсутствует.
     Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
     С 01.09.2022 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 92) установлен порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
     Постановление № 92 вступило в силу с 01.09.2022, что отражено в пункте 2 названного Постановления. Указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, в Постановлении № 92 не имеется.
     Согласно положениям статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
     Согласно пункту 29(2) Правил № 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
     а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении № 2 к Правилам № 354;
     б) при наличии ОДПУ и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах «в» и «г» названного пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" этого пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) Правил № 491 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
     Таким образом, суды заключили, что с 1 сентября 2022 года коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению к оплате в полном объеме - по показаниям ОДПУ.
     Согласно пункту 29(3) Правил № 491 в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам:
     а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, а при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
     При этом, установление в подпункте «а» пункта 29(3) Правил № 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления № 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления.
     Пункт 29 Правил № 491 в редакции, действовавшей до 01.09.2022, исключал начисление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы в части превышения объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, без соответствующего положительного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выражающего их согласие на производство такого перерасчета.
     Суды констатировали, что с учетом внесенных Постановлением № 92 изменений, как то предусмотрено пунктами 29 - 29(3) Правил № 491, был определен новый отличный от ранее действовавшего порядок расчета платы расходов на коммунальные ресурсы, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.
     Суды указали, что до вступления указанных изменений в силу (01.09.2022), иного, отличного порядка расчета платы коммунального ресурса, подлежащей внесению собственниками помещений в многоквартирном доме за содержание жилого помещения в многоквартирном доме с учетом расходов на содержание общедомового имущества, в случае сверхнормативного потребления коммунального ресурса с отнесением разницы в объемах потребления на собственников помещений не иначе, как только при наличии решения общего собрания собственников помещений, допускающего такой перерасчет, действующим законодательством предусмотрено не было.
     Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что Общество неправомерно произвело перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за весь 2022 год, а не за период с сентября по декабрь 2022 года, пришли к выводу о том, что у Комитета имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
     Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о законности и обоснованности оспариваемого предписания и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
     Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
     В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
     Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2024 по делу № А56-84477/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Комфорт» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин


Судьи


О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92