Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Земсковой Д.С. (доверенность от 05.02.2025), от общества с ограниченной ответственностью «Фарм Стар» Абидокова А.А. (доверенность от 20.10.2023), рассмотрев 14.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2024 по делу № А56-3201/2024, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель Бобров Илья Алексеевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании незаконными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), решения № 04-31852-23 и предписания № 04-31854-23 от 12.12.2023 (дело № А56-3201/2024), решения от 12.12.2023 № 04-31853-23 (дело № А56-22176/2024). Определением от 20.05.2024 дела № А56-22176/2024 и А56-3201/2024 объединены в одно производство, делу присвоен номер А56-3201/2024. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Фарм Стар», адрес: 196105, Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 2, корп. 10, лит. В, пом. 44, оф. 44, ОГРН 1207800072424, ИНН 7810796190 (далее - Общество), Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет, организатор торгов). Решением суда первой инстанции от 05.09.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие нарушений при организации и проведении открытого аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования для использования участка акватории реки Ждановки. Представители Управления и Общества, считая принятые судебные акты законными и обоснованными, возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет (организатор торгов) 18.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru разместил извещение № 22000171920000000025 о проведении аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования для использования участка акватории реки Ждановки площадью 0,001031 кв. м, расположенного в Петроградском районе Санкт-Петербурга, у правого берега реки Ждановки, прилегающего к участку набережной реки Ждановки «Тучков мост - Ждановский мост», литера А, у спуска напротив дома № 2, литера А Петровского острова (далее - аукцион), для размещения плавучего объекта (плавучей гостиницы), а также аукционную документацию. В Управление поступили жалобы Общества на действия организатора торгов при организации и проведении открытого аукциона. Общество в жалобе вх. № 29955-ЭП/23 от 21.11.2023 указывало, что предмет открытого аукциона занят имуществом третьего лица, что препятствует проведению торгов в соответствии с нормами действующего законодательства. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управление вынесло решение от 12.12.2023 № 04/31852/23 о признании жалобы обоснованной и признании в действиях организатора торгов - Комитета нарушение подпункта «а» пункта 5, пункта 6, пункта 17 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее - Правила № 2378), пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также выдала обязательное для исполнения предписание от 12.12.2023 № 04/31854/23. В жалобе от 21.11.2023 № 30336-ЭП/23 Общество ссылается на нарушение Комитетом порядка организации и проведения аукциона, поскольку установленное время проведения аукциона не отвечает цели его проведения (получение максимальной цены за право заключения договора водопользования). Решением от 12.12.2023 № 04/31853/23 жалоба признана обоснованной, в действиях организатора торгов - Комитета признано нарушение подпункта «в» пункта 5 Правил № 2378, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). Комитет не согласился с решением и предписанием Управления, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа и отказал в удовлетворении заявленных Комитетом требований. Апелляционный суд с позицией суда первой инстанции согласился. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. В силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование (в том числе для использования акватории водных объектов) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи. По общему правилу договор водопользования заключается по результатам аукциона (часть 1 статьи 16 ВК РФ). Пунктом 3 статьи 16 ВК РФ установлено, что порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» были утверждены Правила № 230, а также Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования. Указанные Правила утратили силу с 01.09.2023 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2378, утвердившего новые Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования. На момент размещения извещения о проведении аукциона действовали Правила № 230, в период их проведения - Правила № 2378. В пункте 6 Правил № 230 и пункте 10 Правил № 2378 установлено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. В соответствии с пунктом пункта 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать среди прочего сведения о предмете торгов, о существующих обременениях продаваемого имущества. В силу приведенных выше нормативных положений уполномоченный орган, принимая решение о предоставлении акватории водного объекта в пользование, должен оценить возможность использования этой акватории в заявленных целях, определить, насколько позволит наличие имеющихся сооружений обеспечить потенциальному водопользователю возможность использования акватории водного объекта в заявленных целях, а также указать полные и достоверные сведения о предмете торгов, в том числе о наличии имущества третьих лиц. Как установлено Управлением, судами, подтверждается материалами дела и не опровергается Комитетом, акватория, являющаяся предметом аукциона, занята имуществом третьих лиц - размещен плавучий объект (плавучая гостиница). Ранее рассматриваемый участок акватории реки Ждановки был предоставлен Комитетом в пользование ИП Боброву И.А. на основании договора водопользования от 23.03.2016 № 379-Д со сроком действия до 04.04.2021. Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах», срок действия договора водопользования был продлен в 2021 году - по 03.04.2022, в 2022 году - до 02.04.2023. В период с 03.04.2023 ИП Бобров И.А. в отсутствие заключенного договора водопользования незаконно использовал акваторию реки Ждановки. Несмотря на то, что Комитет был осведомлен о нахождении имущества Боброва И.А. на спорном участке акватории, мог и должен был располагать информацией об освобождении (неосвобождении) данной акватории от имущества третьих лиц и оценить фактическую возможность ее использования законным водопользователем, он указал в Документации сведения о предмете аукциона (объекте водопользования), которые не соответствовали действительности и ограничивали использование акватории на основании договора водопользования. При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с выводом Управления о нарушении Комитетом положений подпункта «а» пункта 5 (создание преимущественных условий для ИП Боброва И.А.), пункта 6 (подготовка и заключение договора водопользования без учета ограничений и запретов установленных в отношении использования водного объекта), пункта 17 Правил № 2378 (организатором торгов разработана аукционная документация с учетом документов, предоставленных победителем торгов, а не самостоятельно) и пункта 2 статьи 448 ГК РФ (отсутствие в извещение сведений о существующих обременениях, продаваемого имущества). Согласно части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При проведении аукциона не допускается необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе (подпункт "в" пункта 5 Правил № 2378). Пунктом 7 Правил № 2378 установлено что, организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к заявителю и участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее соответственно - задаток, заявка) и размер "шага аукциона". В извещении о проведении аукциона указаны дата и время начала и окончания проведения аукциона: аукцион будет проводиться с 15 ч 00 мин. 17.10.2023, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, литера В. Аукцион проводится не более одного рабочего дня. В соответствии с подпунктом 4 пункта 106 приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1025 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования» (далее - Административный регламент) в извещении должны быть указаны место, дата и время начала проведения аукциона и время завершения аукциона. Согласно пункту 135 Административного регламента победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона на момент завершения аукциона. Как предусмотрено пунктом 136 Административного регламента, аукцион проводится не более одного рабочего дня. Согласно пункту 43 Правил № 2378 аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона". В соответствии с пунктом 44 Правил № 2378 "шаг аукциона" устанавливается в размере 10 процентов начальной цены предмета аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона вправе снизить "шаг аукциона", но не более чем в 10 раз. В силу пункта 46 Правил № 2378 победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона. Как установлено судами, согласно представленной организатором торгов видеозаписи на аукционе было зарегистрировано 5 участников, которые активно принимали участие и повышали "шаг аукциона", в том числе и Общество. В процессе повышения шагов в 18 ч 00 мин (окончание рабочего дня) организатор торгов зафиксировал участника, сделавшего последнее предложение по цене предмета аукциона в рамках отведенного времени. Победитель сделал предложение в 17:59:57, затем организатор торгов завершил аукцион в связи с окончанием рабочего дня. Проанализировав действия организатора торгов, приняв во внимание, что целью проведения аукциона является выявление его победителя, предложившего наиболее высокую цену в отсутствие повышающих ценовых предложений других участников аукциона, суды пришли к обоснованному выводу об ограничении Комитетом участников в возможности подачи ценовых предложений и нарушении требования части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ и подпункта «в» пункта 5 Правил № 2378. Руководствуясь приведенным правовым регулированием, принимая во внимание установленные обстоятельства, суды констатировали отсутствие совокупности оснований для признания оспариваемых решений и предписания Управления недействительными. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2024 по делу № А56-3201/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - без удовлетворения.
|