Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» Ведюкова Ю.С. (доверенность от 01.01.2025), рассмотрев 15.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2024 по делу № А26-9966/2023, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» (186130, Республика Карелия, Пряжинский р-н, п. Чална, ул. Первомайская, д. 11А; ОГРН 1141040000078; ИНН 1021506287; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство), выражающегося в неустановлении границ водоохранных зон водных объектов на территории арендованного лесного участка, об обязании установить такие границы в натуре и в картографическом материале. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Германа Титова, д. 4; ОГРН 1031000006531; ИНН 1001006825; далее - Прокуратура) и Федеральное агентство водных ресурсов (117874, г. Москва, ул. Кедрова, д. 8, корп. 1; ОГРН 1047796365760; ИНН 7728513882; далее - Агентство). Решением суда первой инстанции от 13.06.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является арендатором лесного участка общей площадью 49 221.2 га, находящегося на территории Медвежьегорского лесничества, предоставленного ему на основании договора аренды от 26.06.2017 № 173-з, заключенного с Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - Министерство), на срок 48 лет 11 месяцев для заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация лесозаготовок и переработка леса». Переданный Обществу в аренду лесной участок состоит из 25 участков с кадастровыми номерами: 10:13:0030714:71, 10:13:0030714:72, 10:13:0030714:73, 10:13:0030714:74, 10:13:0030714:77, 10:13:0030714:78, 10:13:0030714:79, 10:13:0030715:104, 10:13:0030715:110, 10:13:0041003:214, 10:13:0041003:216, 10:13:0041003:217, 10:13:0041003:218, 10:13:0041003:222, 10:13:0041003:223, 10:13:0041003:225, 10:13:0050601:103, 10:13:0050601:104, 10:13:0050601:105, 10:13:0050601:106, 10:13:0050601:108, 10:13:0050601:109, 10:13:0050602:333, 10:00:0000000:382 и 10:13:0041004:189. Арендатором разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы. В проекте освоения лесов указано, что на лесном участке имеются водные объекты, в том числе ручьи, Сегозерское водохранилище, озера Нижнее Кумчозеро и Верхнее Кумчозеро, Остерозеро, реки Кумса, Уница, Чебинка, Санда и Педаядеги. В государственный водный реестр (ГВР) внесены сведения о Сегозерском водохранилище (код ГВР 02020001121402000007014), озере Нижнее Кумчозеро (код ГВР 01040100611101000018749), озере Верхнее Кумчозеро (код ГВР 01040100611102000018732), озере Остерозеро (код ГВР 01040100611102000018770), реки Кумса (код ГВР 01040100612102000015648), реки Уница (код ГВР 01040100612102000015495), реки Чебинка (код ГВР 01040100612102000015518), реки Санда (код ГВР 01040100212102000015345) и реки Педаядеги (код ГВР 02020001112102000005715). Сославшись на неустановление Министерством границ водоохранных зон всех водных объектов на лесном участке путем размещения информационных знаков и отображения их на картографическом материале, на основании которого составлен проект освоения лесов, а также на фактическую передачу в аренду вместо эксплуатационных лесов защитных лесов с ограниченной возможностью их использования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что Министерством незаконного бездействия не допущено, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 2 статьи 67.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) план проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон такого освоения (в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса), определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 86 настоящего Кодекса. Согласно части 6 статьи 68.2 ЛК РФ по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 81 и пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам (в том числе их категориям), резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются такие леса и особо защитные участки лесов. В силу части 1 статьи 68.3 ЛК РФ закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, осуществляется путем устройства квартальных просек, установления квартальных и граничных столбов, иных лесоустроительных, лесохозяйственных информационных знаков в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией, на основании проекта квартальной сети, подготовленного в ходе выполнения работ по лесоустройству. Лесоустроительная инструкция утверждена приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 (далее - Инструкция). Как предусмотрено пунктом 106 Инструкции, к лесам, расположенным в водоохранных зонах, относятся леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с водным законодательством Российской Федерации. Проектирование лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ водоохранных зон, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), а при отсутствии таких сведений - на основании критериев, установленных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс). В случае отсутствия в ЕГРН сведений об описании местоположения границ водоохранных зон фактическое местоположение и границы водного объекта, примыкающего к лесам, определяются по результатам визуального осмотра в натуре и (или) по материалам дистанционного зондирования Земли с учетом рельефа местности, наличия естественных и искусственных рубежей. В дальнейшем местоположение границы водоохранной зоны, отраженной в лесоустроительной документации, подлежит уточнению по результатам их установления в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 65 Водного кодекса. В соответствии со статьей 65 Водного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Правила № 17). Согласно пункту 2 Правил № 17 установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. В силу пункта 3 Правил № 17 установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Агентством и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей. В соответствии с пунктом 4 Правил № 17 в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса (подпункт «а»); графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (подпункт «б»); отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах (подпункт «в»); обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (подпункт «г»). Согласно подпункту 8 пункта 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство в области водных отношений осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Республики Карелия, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Карелия. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предоставленный Обществу в аренду по договору от 26.06.2017 № 173-з лесной участок состоит из 25 участков с указанными кадастровыми номерами. На лесном участке имеются водные объекты, в том числе ручьи, Сегозерское водохранилище, озера Нижнее Кумчозеро и Верхнее Кумчозеро, Остерозеро, реки Кумса, Уница, Чебинка, Санда и Педаядеги (раздел 5.1). При этом в ГВР внесены сведения о водных объектах Сегозерском водохранилище (код ГВР 02020001121402000007014), озере Нижнее Кумчозеро (код ГВР 01040100611101000018749), озере Верхнее Кумчозеро (код ГВР 01040100611102000018732), Остерозеро (код ГВР 01040100611102000018770), реке Кумса (код ГВР 01040100612102000015648), реке Уница (код ГВР 01040100612102000015495), реке Чебинка (код ГВР 01040100612102000015518), реке Санда (код ГВР 01040100212102000015345) и реке Педаядеги (код ГВР 02020001112102000005715). Согласно письму публично-правовой компании «Роскадастр» от 17.04.2024 № 1631 в ЕГРН отсутствуют сведения о береговых линиях (границах водных объектов) в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0030714:71, 10:13:0030714:73, 10:13:0030714:77, 10:13:0030714:78, 10:13:0030714:79, 10:13:0030715:104, 10:13:0030715:110, 10:13:0041003:214, 10:13:0041003:216, 10:13:0041003:217, 10:13:0041003:218, 10:13:0041003:222, 10:13:0041003:223, 10:13:0041003:225, 10:13:0050601:103, 10:13:0050601:105, 10:13:0050601:108, 10:13:0050601:109, 10:13:0050602:333, 10:00:0000000:382 и 10:13:0041004:189; в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0030714:72, 10:13:0030714:74, 10:13:0050601:104 и 10:13:0050601:106 расположена береговая линия Сегозерского водохранилища (реестровый номер 10:00-5.26). Исходя из того, что в силу части 3 статьи 26 Водного кодекса средства на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, а также в связи с тем, что согласно пункту 4 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что Министерством незаконного бездействия не допущено. При этом, как следует из отзывов Министерства и Прокуратуры на заявление Общества, на территории Республики Карелия находится более 61 000 озер и 27 000 рек; на территории арендуемого лесного участка отсутствуют населенные пункты, а также антропогенная нагрузка на водные объекты, расположенные в непосредственной близости от лесного участка; в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у водных объектов, указанных в заявлении, приоритета перед иными водными объектами и необходимости проведения в отношении них мероприятий в первоочередном порядке (том 1, л.д. 64, оборот; том 2, л.д. 11). Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности несоответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2024 по делу № А26-9966/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» - без удовлетворения.
|