Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И. (доверенность от 27.12.2024), от акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Иванова И.Ю. (доверенность от 09.01.2025), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Катковой Е.А. (доверенность от 25.09.2024), рассмотрев 15.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2024 по делу № А56-49082/2024, у с т а н о в и л: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561; ИНН 7832000076; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361; далее - Управление) от 27.04.2024 № 78/10832/24 и предписания от 27.04.2024 № 78/10834/24. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (190031, г. Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 5, лит. А; ОГРН 1057812368239; ИНН 7838332649; далее - Фонд) и общество с ограниченной ответственностью «Акула» (164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Республиканская, д. 30, оф. 5; ОГРН 1202900002502; ИНН 2902087821; далее - Общество). Фонд в рамках дела № А56-54089/2024 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Управления от 27.04.2024 № 78/10832/24Ю, а также предписания от 27.04.2024 № 78/10834/24 недействительными. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет. Определением от 13.08.2024 арбитражный суд объединил указанные дела в одно производство, делу присвоен № А56-49082/2024. Решением суда первой инстанции от 27.08.2024 заявленные требования удовлетворены. Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание являются правомерными. В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы жалобы, представители Комитета и Фонда просили в ее удовлетворении отказать. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Комитета (организатор аукциона) от 12.02.2024 № 05-25-5311/24-0-0 Фондом (специализированная организация) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, а также на электронной торговой площадке акционерного общества «Сбербанк-АСТ» размещено извещение от 07.03.2024 № 21000019360000000308 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (лот № 1). Аукцион проведен в соответствии с Порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2023 № 147/23; далее - Порядок). В соответствии с извещением и документацией об аукционе предметом торгов являлось подвальное нежилое помещение 14-Н, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, д. 31, лит. А, кадастровый номер 78:11:0006079:4364; общая площадь помещения 189,5 кв.м.; осуществлены самовольная перепланировка/переустройство, в связи с чем арендатор в течение одного года с даты заключения договора аренды обязан согласовать/утвердить в установленном порядке документацию по перепланировке/переустройству (проект перепланировки/переустройства, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки/переустройства) и документы для осуществления государственного кадастрового учета либо обеспечить приведение объекта нежилого фонда в первоначальное состояние (в соответствии с документами технического учета); указанные действия должны быть совершены арендатором за свой счет, расходы в связи с их совершением арендатору не выплачиваются; в случае невыполнения данного условия арендодатель вправе в одностороннем и бесспорном порядке расторгнуть договор аренды. В нежилом помещении находится имущество третьих лиц. Согласно разделу 3 аукционной документации заявка на участие в аукционе оформляется путем заполнения формы (приложение 1 к документации об аукционе), предусматривающей следующее условие: «Заявителю известно, что на территории объекта нежилого фонда расположено имущество третьих лиц. Заявитель выражает свое согласие с тем, что расположенное на территории объекта нежилого фонда имущество третьих лиц не препятствует его использованию в соответствии с целями, указанными в аукционной документации и проекте договора аренды и не влияет на размер арендной платы по договору аренды объекта нежилого фонда». В соответствии с протоколом от 10.04.2024 аукцион признан несостоявшимся, четыре заявки, в том числе заявка Общества, отклонены ввиду их несоответствия требованиям документации об аукционе - в заявках отсутствовало согласие с тем, что расположенное на территории объекта нежилого фонда имущество третьих лиц не препятствует его использованию в соответствии с целями, указанными в аукционной документации и проекте договора аренды, и не влияет на размер арендной платы. Общество, сославшись на неправомерное отклонение его заявки на участие в аукционе, обратилось в Управление с жалобой от 10.04.2024. Решением Управления от 27.04.2024 № 78/10832/24 в действиях организатора торгов признано нарушение подпункта 2 пункта 88 Порядка, выразившееся в неуказании в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации характеристик имущества третьих лиц, находящегося в помещении № 14Н, сроков вывоза этого имущества собственниками, характера проведенной в помещении самовольной перепланировки. Об устранении выявленных нарушений путем аннулирования аукциона Фонду выдано предписание от 27.04.2024 № 78/10834/24. Комитет и Фонд не согласились с указанными решением и предписанием Управления и обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности оспариваемых решения и предписания, заявленные требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ). Согласно подпункту 1 пункта 7 Порядка при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, организатором конкурсов или аукционов является собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования, или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. В силу пункта 8 Порядка допускается привлечение организатором конкурса или аукциона на основе договора юридического лица (далее - специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов: разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. Согласно пункту 9 Порядка специализированная организация осуществляет функции, указанные в пункте 8 Порядка, от имени организатора конкурса или аукциона. Создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона. Извещение о проведении аукциона формируется организатором конкурса или специализированной организацией с использованием официального сайта, подписывается усиленной квалифицированной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона или специализированной организации, и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (пункт 87 Порядка). В соответствии с подпунктом 2 пункта 88 Порядка сформированное с использованием официального сайта извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения: место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества (в том числе цветные фотографии в количестве не менее 3 штук), права на которое передаются по договору, включая площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество. Как предусмотрено пунктами 92, 93 Порядка, документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона, она может содержать, в частности, требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик. В соответствии с пунктом 102 Порядка заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. В силу подпункта 4 пункта 29 Порядка конкурсная или аукционная комиссия принимает решение об отклонении заявки на участие в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе. Согласно распоряжению Комитета от 31.07.2019 № 127-р «О проведении аукционов на право заключения договоров аренды объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга» в извещении о проведении аукциона, в частности, указываются условия, указанные в пунктах 88 и 89 Порядка, а также информация о наличии (отсутствии) перепланировок объекта, не согласованных в установленном порядке, и при наличии указанной перепланировки - обязательство арендатора по устранению или согласованию перепланировки (пункт 10.3). В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что все характеристики лота № 1 были указаны в документации об аукционе: место расположения; описание и технические характеристики имущества (в том числе цветные фотографии в количестве не менее 3 штук), включая общую площадь помещения; целевое назначение; сведения о его самовольной перепланировке; обязательство арендатора по устранению или согласованию перепланировки; сведения о нахождении на территории объекта нежилого фонда имущества третьих лиц, не препятствующее его использованию в соответствии с целями, указанными в аукционной документации и проекте договора аренды. При этом, как отметили суды, указание в документации и извещении перечня всего имущества третьих лиц, находящегося в помещении № 14Н, является избыточным, а приведенная в документации и извещении информация позволяла потенциальным участникам торгов оценить целесообразность участия в торгах - наличие данного имущества не свидетельствовало об обременении по смыслу гражданского законодательства, а указание на него в документации носило лишь информативный характер. Исходя из того, что положения пункта 10.3 указанного распоряжения Комитета от 31.07.2019 № 127-р соблюдены при опубликовании извещения о проведении аукциона и аукционной документации, потенциальным участникам было известно о нахождении в помещении имущества третьих лиц, в соответствии с пунктом 106 Порядка в аукционной документации установлен порядок осмотра помещения, что свидетельствует об имевшейся у потенциальных участников торгов возможности осмотреть помещение перед принятием решения об участии в аукционе, суды признали ошибочным вывод Управления о том, что извещение и документация об аукционе в нарушение подпункта 2 пункта 88 Правил не содержали достаточных и достоверных характеристик имущества. Помимо этого судами установлено, что согласно выписке от 30.01.2024 из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости указанный объект свободен от прав третьих лиц. При этом нахождение в помещении имущества третьих лиц само по себе организации и проведению торгов не препятствовало. Исходя из недоказанности нарушения Комитетом требований Порядка при проведении аукциона, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых решения и предписания упомянутым нормам, а также о нарушении ими прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2024 по делу № А56-49082/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
|