Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
26 августа 2025 г. 02:19



2

А52-3000/2024



882/2025-20130(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 апреля 2025 года

Дело №

А52-3000/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Карсаковой И.В., Соколовой С.В.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Маер» Поташковой М.А. (доверенность от 09.01.2025),
     рассмотрев 14.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Маер» на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А52-3000/2024,

у с т а н о в и л:

     
     Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области,  адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Маер», адрес: 180006, г. Псков, ул. Пожиговская, д. 5А, ОГРН 1056000343552, ИНН 6027088701 (далее - Общество), о признании недействительным соглашения от 14.09.2022 № 30-2022-003721 о предоставлении из бюджета Псковской области гранта в форме субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно (далее - Соглашение), и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания 500 000 руб. суммы гранта в доход областного бюджета.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Псковской области, адрес: 180000, г. Псков, ул. Гоголя, д. 55/78, ОГРН 1036000302656, ИНН 6027024031 (далее - Казначейство).
     Решением суда от 09.10.2024 оспариваемое Соглашение признано недействительным, с Общества в доход областного бюджета взыскана сумма гранта в размере 500 000 руб. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано 13 000 руб. государственной пошлины.
     Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 решение суда от 09.10.2024 изменено в части взысканной с Общества государственной пошлины - государственная пошлина взыскана в размере 6 000 руб. В остальной части решение суда от 09.10.2024 оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
     По мнению подателя кассационной жалобы, Общество отвечало требованиям, предъявляемым к получателям гранта в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, установленным Порядком предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, утвержденным постановлением Правительства Псковской области от 21.06.2022 № 27 (далее - Порядок № 27) и приказом Минэкономразвития России от 26.03.2021 № 142 «Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2021 № 63543, далее - Приказ Минэкономразвития России № 142). Также Общество считает, что внесенные после заключения Соглашения изменения в нормативные правовые акты, в том числе в указанный Приказ № 142, не распространяются на спорные правоотношения.
     Представители Казначейства и Комитета в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, в целях реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее - Постановление № 316), Министерство экономического развития Российской Федерации и Администрация Псковской области (далее - Администрация) 25.12.2020 заключили соглашение № 139-09-2021-167 (далее - Соглашение 1).
     Предметом Соглашения 1 является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Псковской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в субъекте Российской Федерации в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в целях достижения результатов регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» названной подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
     Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены постановлением Администрации от 28.10.2013 № 499 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» (далее - Постановление № 499).
     По итогам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с Порядком № 27 и на основании протоколов от 24.08.2022 № 1, от 25.08.2022 № 2 заседаний конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр социальных предпринимателей на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или молодых предпринимателей на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности, Комитет (как уполномоченный орган по реализации мероприятий в рамках Регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса») 14.09.2022 заключил с Обществом Соглашение о предоставлении из бюджета Псковской области в 2022 году гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией получателем проекта в сфере предпринимательской деятельности «Обеспечение сохранности имущества и безопасности труда сотрудников общества в рамках реализации регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности», утвержденной Постановлением № 499.
     Согласно пункту 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии (гранта) составил 500 000 руб.
     Платежным поручением от 22.09.2022 № 297841 Комитет перечислил Обществу 500 000 руб. субсидии (гранта).
     На основании приказа от 04.07.2023 № 138, пункта 2 Плана контрольных мероприятий на 2023 год, поручения Федерального казначейства от 26.12.2022 № 07-04-05/22-32884 Казначейство провело контрольное мероприятие на предмет проверки предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход, по результатам которого составило акт от 31.08.2023 № 21-05/28.
     В ходе указанного мероприятия Казначейство установило, что в 2022 году Комитет выдал грант в форме субсидии в сумме 500 000 руб. юридическому лицу, созданному по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в 2005 году, в котором в результате смены участников, с 29.04.2020 единственным участником стал Нестеров А.С. 10.05.1998 года рождения. Поскольку организация не была создана Нестеровым А.С., Казначейство посчитало, что имело место нарушение подпунктов 1, 13 пункта 1 статьи 158, подпункта 3 пункта 1 статьи 162  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта б пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации (приложение 35) к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением № 316, пункта 1 раздела 14 Регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности», утвержденной Постановлением № 499 (в редакции от 30.05.2022), пункта 1 Порядка № 27.
     Казначейство 09.11.2023 вынесло представление об устранении Комитетом выявленных нарушений.
     В свою очередь Комитет направил Обществу претензию с требованием возвратить перечисленную сумму гранта.
     Оставление Обществом без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
     В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 АПК РФ Комитет уточнил заявленные требования, просил признать Соглашение недействительным и применить последствия его недействительности.
     Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии нарушений бюджетного законодательства, Приказа Минэкономразвития России № 142 и Порядка № 27 при заключении Соглашения с лицом, не отвечающим понятию «молодого предпринимателя». Суд признал недействительным оспариваемое Соглашение и взыскал с Общества в доход областного бюджета сумму гранта в размере 500 000 руб. Приняв во внимание отказ Комитета от заявленного требования о расторжении Соглашения, суд прекратил производство по делу в данной части.
     Суд апелляционной инстанции, повторно в соответствии со статьей 268 АПК РФ рассмотрев дело, изменил решение суда первой инстанции только в части размера взысканной с Общества в федеральный бюджет государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Апелляционная инстанция также пришла к выводу о нарушении законодательства при заключении Соглашения с Обществом.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Основания для признания недействительной сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, установлены статьей 168 Гражданский кодекс Российской Федерации.
     Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
     В соответствии с абзацем пятым статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
     В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действующий в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
     Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункту 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
     Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
     Таким образом, по общему правилу субсидии предоставляются безвозмездно и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Между тем нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, а также нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, которые привели к нецелевому и неэффективному использованию средств субсидии, являются основаниями для возврата субсидии в соответствующий бюджет.
     Во исполнение данных требований постановлением Правительства Псковской области от 21.06.2022 № 27 (далее - Постановление № 27) утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно (далее - как указано ранее Порядок № 27).
     Пунктом 3 названного Порядка установлены требования, которым должны соответствовать социальные предприятия и молодые предприниматели для получения гранта (субсидии).
     Так, в силу подпункта 2 «а» пункта 3 Порядка № 27 гранты предоставляются молодым предпринимателям, соответствующим требованию о том, что субъект малого и среднего предпринимательства создан физическим лицом до 25 лет включительно (физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества).
     Указанное положение пункта 3 Порядка № 27 утверждено на основании положений Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Требования), утвержденных Приказом  Минэкономразвития России № 142.
     Пунктом 5.1.2 Требований (в редакции на дату заключения Соглашения) установлено, что гранты предоставляются молодым предпринимателям, соответствующим, в том числе следующему требованию: субъект малого и среднего предпринимательства создан физическим лицом до 25 лет включительно (физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества).
     По условиям Соглашения (подпункт 3.1.2.1) получателем гранта является субъект малого и среднего предпринимательства, созданный физическим лицом до 25 лет включительно (или в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно), владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества).
     Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Общество создано 12.05.2005; его единственным участником с 29.04.2020 является Нестеров А.С., 1998 года рождения; на дату подачи документов для получения гранта возраст единственного участника Общества составлял менее 25 лет.
     Суды пришли к выводу о том, что приведенная в подпункте 3.1.2.1 Соглашения формулировка условия предоставления гранта по своему буквальном содержанию не соответствует требованиям, установленным Порядком № 27 и Требованиями и предъявляемым к получателям гранта в рамках указанных выше федеральных и региональных программ, согласно которым, по мнению судов, значение имеет именно факт создания субъекта малого и среднего предпринимательства физическим лицом в возрасте до 25 лет (включительно). Поскольку Общество не было создано Нестеровым А.С., суды указали на нарушение условий, установленных для получателей гранта.
     Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов.
     Как указано выше, в силу  пункта 5.1.2 Требований (в редакции, действующей на дату заключения Соглашения), утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 142, гранты предоставляются молодым предпринимателям, соответствующим, в том числе требованию о том, что субъект малого и среднего предпринимательства создан физическим лицом до 25 лет включительно (физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества).
     Буквальное толкование приведенных положений (в редакции, действующей на дату заключения Соглашения) свидетельствует о том, что спорный грант в форме субсидии предоставляется, в том числе (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, в состав участников которого (с долей не менее 50%) входит физическое лицо в возрасте до 25 лет (включительно) на момент подачи документов для получения гранта.
     На дату подачи документов для получения гранта возраст единственного участника Общества (Нестерова А.С., 1998 года рождения) составлял менее 25 лет, в связи с чем Общество соответствовало требованиям, предъявляемым к получателям субсидии в соответствии с Порядком № 27, Приказом Минэкономразвития России № 142.
     На момент заключения Соглашения у Комитета также не возникло сомнений о соответствии Общества условиям для получения гранта.
     Ссылка судов на письмо Минэкономразвития от 21.11.2023 не может быть признана обоснованной, поскольку в данном письме дается толкование пункта 5.1.2 Требований в измененной редакции, которая еще не действовала на момент заключения Соглашения.
     При таких обстоятельствах требования Комитета о признании недействительным Соглашения и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания 500 000 руб. суммы гранта в доход областного бюджета не подлежат удовлетворению.
     Поскольку при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы права, кассационная инстанция отменяет решение суда от 09.10.2024 и постановление апелляционного суда от 04.02.2025 в части удовлетворения заявленных требований и взыскания с Общества государственной пошлины и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным принять новый судебный акт.
     С учетом отказа Комитета от заявленного требования о расторжении Соглашения решение суда от 09.10.2024 и постановление апелляционного суда от 04.02.2025 в части прекращения производства по делу следует оставить без изменения.
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2025 приостановлено исполнение решения суда от 09.10.2024 и постановления апелляционного суда от 04.02.2025 по настоящему делу до окончания производства в суде кассационной инстанции.
     Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене на основании статьи 283 АПК РФ.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда Псковской области от 09.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А52-3000/2024 в части удовлетворения заявленных требований и взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Маер» государственной пошлины отменить.
     В удовлетворении заявленных требований Комитету по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области отказать.
     В части прекращения производства решение Арбитражного суда Псковской области от 09.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А52-3000/2024 оставить без изменения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

И.В. Карсакова
С.В. Соколова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92