Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
25 августа 2025 г. 17:13



6

А66-17253/2023



099/2025-20167(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 апреля 2025 года

Дело №

А66-17253/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Малышевой Н.Н., судей Константинова П.Ю.,     Пряхиной Ю.В.,
при участии от федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва-Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» Крыловой Н.В. по доверенности от 31.01.2023,
     рассмотрев 16.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй НЭС-АБ» на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу                  № А66-17253/2023,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Строй НЭС-АБ», адрес: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, Студенецкая наб., д. 20, оф. 25,                       ОГРН 1027739244390, ИНН 7713273194 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва - Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства», адрес: 173007, Новгородская обл., Великий Новгород, Троицкая ул., д. 5,              ОГРН 1026940509364, ИНН 7713273194 (далее - Учреждение), о взыскании                     15 009 816,95 руб. стоимости удорожания государственного контракта на выполнение дорожных работ от 13.08.2020 № 203-2020 (далее - Контракт).
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), адрес: 129085, Москва, ул. Бочкова, д. 4,                              ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757 (далее - Росавтодор), Министерство финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360.
     Решением суда первой инстанции от 08.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2025, в удовлетворении иска отказано.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт.
     Податель жалобы утверждает, что отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не является основанием для отказа Обществу в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания и положительного экспертного заключения; считает, что имеет право на компенсацию убытков, возникших в результате повышения стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, которые не могли быть учтены при заключении Контракта.
     В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
     В судебном заседании представитель Учреждения, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
     Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Судами установлено и из материалов дела следует, что между Учреждением (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) заключен Контракт, по условиям которого в целях реализации программы дорожных работ подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы на объекте «Капитальный ремонт автомобильной дороги А-111. Подъездная дорога от автомобильной дороги М-10 «Россия» к государственному комплексу «Завидово». 38 кв - 122 кв на участке км 0+000 - км 6+000. Тверская область» (ИКЗ:201690500503853210100100380014211243). Заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями Контракта.
     Цена Контракта составила 105 286 820,86 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 % в размере                 16 937 631,14 руб., в том числе по годам исполнения Контракта: за 2020 год -                  1 653 753,73 руб., в том числе НДС; за 2021 год - 103 633 067,13 руб., в том числе НДС (пункт 3.1 Контракта).
     Согласно пункту 5.1  Контракта календарные сроки выполнения работ по объекту и сроки завершения отдельных видов работ определяются календарным графиком (приложение в целях увеличения стоимости работ в связи с удорожанием строительных ресурсов, материалов, работ), подтвержденным заключением экспертизы от 12.09.2022 № 69-1-1-2-065310-2022.
     Общество направило в адрес Учреждения письмо от 21.11.2023 № 392, в котором указало на необходимость заключить с ним дополнительное соглашение к Контракту об увеличении стоимости контракта на 15 009 816,95 руб. в связи с удорожанием строительных ресурсов в период выполнения работ по Контракту.
     Учреждение в письме от 24.11.2023 № 18/09-7140 сообщило Обществу об отсутствии оснований для заключения дополнительного соглашения к Контракту ввиду того, что Учреждению не предоставлены соответствующие бюджетные лимиты.
     Со ссылкой на вышеназванные обстоятельства Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
     Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьей 268 АПК РФ, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда.
     Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
     Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации                      (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
     Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
     В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
     При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
     На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 названного Кодекса.
     Как предусмотрено пунктом 6 статьи 709 ГК РФ, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
     При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.
     Статьей 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
     Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
     Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, если при исполнении контракта, заключенного на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
     Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции от 28.06.2022, далее - Постановление № 1315) предусмотрено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к названному постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
     - изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
     - предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
     - размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в редакции Постановления № 1315);
     - изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
     - если контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
     Внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в подпункте «а» пункта 2 Постановления № 1315 (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»; далее - Постановление № 680), включая то, что подрядчиком обязательства по контракту не исполнены и их исполнение повлечет документально обоснованное увеличение цены контракта за счет увеличения цены строительных ресурсов, а также при наличии финансирования в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, при этом само увеличение цены контракта должно иметь объективный характер, обусловленный существенным удорожанием строительных ресурсов в ходе выполнения работ.
     Из положений пункта 1 Постановления № 680 следует, что изменение существенных условий государственного контракта возможно только при условии наличия обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, Контракт сторонами исполнен; при этом Общество выполняло работы по Контракту, исходя из предусмотренной им стоимости.
     Доказательства приостановления работ в связи с увеличением стоимости строительных материалов в материалы дела не представлены, судами такие обстоятельства не установлены.
     Довод о том, что отсутствие у государственного заказчика денежных средств не исключает увеличение цены государственного контракта при наличии для этого соответствующих оснований, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство создает лишь возможность изменения цены государственного контракта и предоставляет поставщику (подрядчику, исполнителю) право требовать подобного изменения, а при отказе от него заказчика - требовать расторжения государственного контракта (если отсутствуют предусмотренные пунктом 4 статьи 451 ГК РФ основания для его изменения).
     Таким образом, суды установили, что стоимость материалов и услуг определена соглашением сторон на дату заключения Контракта, обоснование удорожания применительно к Постановлению № 1315 отсутствует.
     Общество в обоснование своих требований сослалось на заключение экспертизы от 12.09.2022 № 69-1-1-2065310-2022, которым установлено, что удорожание строительных ресурсов (материалов, работ) составило                                  15 009 816,95 руб.
     Между тем, ссылка на названное заключение судами обоснованно отклонена, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении требований Закона № 44-ФЗ и Постановления № 1315 для целей изменения цены Контракта с учетом сдачи-приемки работ, выполненных в пределах согласованной цены Контракта.
     При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
     Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
     Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
     С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
     Определением суда от 06.03.2025 Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлине, которая с нее подлежит взысканию в связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьями 110, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     
     п о с т а н о в и л:
     решение Арбитражного суда Тверской области от 08.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу № А66-17253/2023  оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй НЭС-АБ» - без удовлетворения.
     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строй НЭС-АБ», адрес: 392000, Тамбовская обл., г. Тамбов, Студенецкая наб., д. 20, оф. 25,                       ОГРН 1027739244390, ИНН 7713273194, 50 000 руб. государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

Н.Н. Малышева

Судьи

П.Ю. Константинов
 Ю.В. Пряхина

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92