Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
24 августа 2025 г. 18:03



2

А05-5598/2024



489/2025-20352(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 апреля 2025 года

Дело №

А05-5598/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С.,    Карсаковой И.В.,
     при участии индивидуального предпринимателя Василенко Сергея Викторовича (паспорт),
     рассмотрев 16.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Василенко Сергея Викторовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2024 по делу № А05-5598/2024,


у с т а н о в и л:

     
     Министерство культуры Архангельской области (ОГРН 1092901011356, ИНН 2901198776; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Василенко Сергею Викторовичу (ОГРН 304290227900222, ИНН 290200915738; адрес: 164524, Архангельская область, город Северодвинск; далее - предприниматель, ИП Василенко С.В.) о взыскании 3 000 000 руб. субсидии, 76 800 руб. пеней, начисленных за период с 24.04.2024 по 10.06.2024 в связи с просрочкой возврата субсидии, с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
     Решением суда от 14.08.2024 исковые требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу министерства взыскано 3 000 000 руб. средств субсидии. В удовлетворении остальной части иска отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 24.12.2024 указанное решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе ИП Василенко С.В., ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
     По мнению подателя жалобы, отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства от 30.07.2024 об отложении судебного разбирательства является незаконным, поскольку ответчик не смог воспользоваться своими процессуальными правами и заявить ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для разъяснения вопросов о достижении показателей предоставления субсидии, то есть об обустроенности и доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья шести объектов, находящихся в лесном отеле «Северная Роза». Ответчик также указывает, что апелляционный суд неправомерно отказал в удовлетворении его ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, результаты которой могут подтвердить или опровергнуть довод ответчика о достижении показателей результатов предоставления субсидии.  Кроме того, апелляционным судом не дана оценка благодарственным письмам о проведении мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья.
     В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы и дополнения к ней.
     Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, на основании заявки предпринимателя Василенко С.В. от 26.04.2023 на участие в конкурсе на предоставление из областного бюджета Архангельской области субсидий (грантов в форме субсидий) на государственную поддержку развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", Положения о порядке и условиях проведения конкурса на предоставление из областного бюджета субсидий (грантов в форме субсидий) на государственную поддержку развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N 461-пп (далее - Положение), распоряжения министерства от 10.07.2023 N 109-р "Об итогах конкурса на предоставление средств из областного бюджета субсидий (грантов в форме субсидий) на обеспечение поддержка реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, и на государственную поддержку развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области министерство и предприниматель (Получатель) заключили соглашение от 14.07.2023 N 10-2023-072096 о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) на финансовое обеспечение расходов, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма (далее - Соглашение).
     Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление получателю из бюджета Архангельской области субсидии (гранта в форме субсидии) на финансовое обеспечение расходов, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области в целях:
     - финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области;
     - достижения результата (выполнения мероприятия) федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" на территории Архангельской области государственной программы "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 (далее - государственная программа "Развитие туризма").
     В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе I Соглашения, в 2023 году в размере 3 000 000 руб.
     В пункте 3.1 Соглашения согласовано, что субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к Соглашению, которое является неотъемлемой частью Соглашения.
     Значения результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установлены в приложении 2 к Соглашению, которое является неотъемлемой его частью (пункт 4.1.5.1 Соглашения).
     Согласно условиям Соглашения (пункт 4.1.5.2) срок достижения значений результатов предоставления субсидии (контрольных точек) установлен не позднее 30.11.2023.
     Платежными поручениями от 31.07.2023 N 514859 и 514860 министерство перечислило предпринимателю денежные средства в размере 3 000 000 руб.
     В соответствии с пунктом 34 Положения, пунктом 4.3.10 Соглашения получатель субсидии обязан предоставлять министерству:
     - отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с пунктом 4.1.7.1.1 Соглашения не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом;
     - отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.6.1 Соглашения не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом;
     - отчет о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии (контрольных точек) в соответствии с пунктом 4.1.6.2 Соглашения не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом.
     Оценка эффективности предоставления гранта осуществляется министерством на основании сравнения установленных Соглашением значений результатов предоставления гранта и фактически достигнутых получателем фанта по итогам отчетного финансового года значений результатов предоставления гранта (пункт 35 Положения).
     В соответствии с пунктом 35 Положения и пунктом 4.1.6 Соглашения министерство провело оценку достижения предпринимателем значений результатов предоставления субсидии, показателей и плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии (контрольных точек), установленных пунктом 4.1.5 Соглашения.
     Комиссией министерства по итогам рабочего выезда на место реализации проекта: Архангельская область, городской округ Архангельской области "Северодвинск", ст. Рикасиха, состоявшегося 26.01.2024, проведена оценка исполненных ответчиком обязательств и установлено, что показатели результатов предоставление субсидии не достигнуты.
     С участием привлеченного эксперта Системы добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов "Мир, доступный для всех" проведены обмерные работы, фотофиксация и экспертиза входных групп и внутренних помещений, результаты отражены в акте о приемке исполненных обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) от 26.01.2024.
     По итогам рабочего выезда комиссией министерства сделан вывод об ограниченности доступности осмотренных 5 объектов, полном отсутствии 1 из 6 объектов и необходимости устранения указанных замечаний с целью повышения уровня доступности, комфортности и безопасности посетителей с различными нарушениями здоровья.
     В связи с установлением факта неисполнения предпринимателем обязательств, установленных Соглашением (а именно недостижения показателей результата предоставления гранта и нарушения условия Соглашения о софинансировании), министерство вручило предпринимателю претензию от 07.02.2024 N 407-01/478, в которой предложило:
     - в течение пяти рабочих дней с даты получения претензии внести исправления в представленную по Соглашению отчетность, уточненную отчетность представить в электронном виде с помощью государственной системы "Электронный бюджет";
     - в течение 30 календарных дней с даты получения претензии устранить указанные в претензии замечания и в установленном порядке проинформировать об этом министерство с обязательной организацией выезда на место реализации проекта.
     Предприниматель ответ на претензию уточненную отчетность и доказательства достижения значений результатов предоставления субсидии не представил, что послужило основанием для выставления министерством ответчику требования о возврате 3 000 000 руб. средств субсидии (распоряжение министерства от 19.03.2024 N 54-р).
     Требование направлено истцом по адресу предпринимателя и возвращено органом почтовой связи с отметкой "истек срок хранения". В соответствии с положениями пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) требование считается полученным ответчиком.
     Поскольку требование о возврате средств субсидии предпринимателем не исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
     Суд первой инстанции заявленные требования о взыскании субсидии удовлетворил, в части взыскания пеней отказал.
     Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма"), разделом 3 государственной программы Архангельской области "Культура Русского Севера", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N 461-пп, разработано Положение, которым определены порядок, условия предоставления субсидий (грантов в форме субсидий) юридическим лицам (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) и индивидуальным предпринимателям (далее - соискатели гранта) на финансовое обеспечение расходов, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области.
     Пунктом 3 Положения определено, что главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление гранта, является министерство.
     Гранты предоставляются соискателям гранта по результатам конкурса (пункт 5 Положения).
     В соответствии с пунктом 6 Положения гранты предоставляются соискателям гранта, в том числе по направлению реализация проектов, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (в том числе оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы и иные мероприятия по созданию безбарьерной среды, среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху).
     Согласно пункту 33 Положения результатом предоставления гранта является деятельность, направленная на развитие инфраструктуры туризма в Архангельской области.
     Показателем (показателями) результата предоставления гранта по направлению, указанному в подпункте 3 пункта 6 Положения являются: количество объектов, обустроенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья; количество зон, обустроенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
     Согласно пункту 1.1 Соглашения предпринимателю из бюджета Архангельской области предоставлена субсидия (грант в форме субсидии) на финансовое обеспечение расходов, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области в целях: финансового обеспечения затрат получателя, связанных с государственной поддержкой развития инфраструктуры туризма в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на территории Архангельской области; достижения результата (выполнения мероприятия) федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" на территории Архангельской области государственной программы "Развитие туризма".
     Значения результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установлены в приложении 2 к Соглашению (пункт 4.1.5.1 Соглашения).
     Субсидия предоставлена ответчику на реализацию проекта "Открытый Север" по направлению - Развитие инфраструктуры туризма (приобретение туристического оборудования, разработка новых туристических маршрутов, реализация проектов, направленных на создание и развитие доступной туристической среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
     Согласно заявке на участие в конкурсе на получение гранта в форме субсидии от 26.04.2023 реализация проекта "Открытый Север" направлена на создание и развитие доступной туристической среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (в том числе оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы и иные мероприятия по созданию безбарьерной среды, среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху).
     Результатом предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.5 и приложением 2 Соглашения является создание шести объектов, обустроенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья: дом N 1; большая теплая беседка; большая летняя беседка; пешеходные дорожки на территории отеля; баня N 1; деревянная площадка на берегу р. Корода, на территории отеля.
     Согласно пункту 4.1.5.2, приложению 3 Соглашения срок достижения значений результатов предоставления субсидии (контрольных точек) установлен не позднее 30.11.2023.
     В соответствии с пунктом 35 Положения министерством проведена оценка эффективности предоставления гранта.
     Результатом такой оценки, оформленной актом о приемке исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) от 26.01.2024, фотоматериалами к акту, экспертным заключением от 29.01.2024, установлены ограниченность доступности осмотренных 5 объектов, полное отсутствие 1 из 6 объектов и необходимость устранения выявленных замечаний с целью повышения уровня доступности, комфортности и безопасности посетителей с различными нарушениями здоровья.
     Факт недостижения ответчиком значений результатов предоставления субсидии также подтверждается проведенной министерством в период с 22.05.2024 по 05.07.2024 выездной проверкой соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета в 2023 году по Соглашению, результаты которой оформлены актом от 05.07.2024.
     При таких обстоятельствах суды обеих инстанций согласились с позицией министерства о том, что в рассматриваемом случае показатели результата предоставления гранта, установленные Соглашением, ответчиком не достигнуты.
     В соответствии с пунктом 36 Положения ответственность за нецелевое использование средств гранта несет получатель гранта. В случае выявления министерством нарушения получателем гранта порядка и условий предоставления грантов, в том числе в части достижения результатов предоставления грантов, средства гранта подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
     Согласно пункту 38 Положения при невозврате средств гранта в сроки, предусмотренные пунктами 36 и 37 Положения, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения указанных сроков обращается в суд с исковым заявлением о взыскании гранта, а также пени за просрочку его возврата. Указанный срок не является пресекательным.
     Получатель, подписав Соглашение, выразил согласие с его условиями, в том числе с условием о достижении значений результатов предоставления субсидии (пункты 4.1.5.1, 4.3.8 Соглашения), а также о наличии у министерства права требования возврата субсидии в случае недостижения целевых показателей (пункты 4.1.9, 4.3.12.2 Соглашения).
     Принимая во внимание допущенные предпринимателем нарушения условий предоставления субсидии и недостижение им показателей результата предоставления гранта, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска министерства о взыскании с предпринимателя 3 000 000 руб. средств гранта.
     Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
     Доводы подателя жалобы о необоснованном отклонении его ходатайства об отложении судебного заседания по причине болезни, в результате чего он не смог воспользоваться процессуальными правами на дачу объяснений и заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, рассмотрены апелляционным судом и правомерно им отклонены с учетом следующего.
     Согласно части 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
     Как следует из материалов дела, заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, ответчик не указал и не обосновал, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного заседания.
     В ходатайстве от 30.07.2024 представитель ответчика просил отложить судебное разбирательство в связи с болезнью ответчика Василенко С.В., который считает необходимым свое личное участие по рассмотрению дела. Вопреки доводам подателя жалобы, из указанного ходатайства не следует, что ответчику требовалось время для подготовки ходатайства о назначении судебной экспертизы.
     Отклоняя ходатайство об отложении судебного заседания, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчик обладал достаточным периодом времени для формирования своей правовой позиции, однако письменный отзыв на исковое заявление суду не представил и ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявил.
     Доводы подателя жалобы о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы, отклоняются кассационной инстанцией.
     Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
     Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 82 и 268 АПК РФ, правомерно учел, что ответчик в суде первой инстанции ходатайство о проведении экспертизы не заявлял, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о ее назначении.
     Довод подателя жалобы о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела благодарственных писем о проведении мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья, также подлежит отклонению, поскольку ответчиком не приведено уважительных причин невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции.
     С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
     При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2024 по делу № А05-5598/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Василенко Сергея Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева


Судьи


Е.С. Васильева

И.В. Карсакова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92