Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Карсаковой И.В., Соколовой С.В., при участии от Северо-Западной электронной таможни Прозоровой А.А. (доверенность от 27.11.2024 № 05-25/103), рассмотрев 21.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2024 по делу № А56_12674/2024, у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Дельта-Стикс», адрес: 175202, Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Лермонтова, д. 33, ОГРН 1025301191904, ИНН 5322008959 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением: о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 17.12.2023 № 10228000; о возложении на Таможню обязанности возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей в размере 361 571 руб. 90 коп. Решением суда от 25.07.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2024, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы считает, что при рассмотрении спора судами не должны были быть исследованы доводы и доказательства, отсутствующие у таможенного органа на момент вынесения решения от 17.12.2023. Документы об оплате товаров отсутствовали на момент вынесения решения от 17.12.2023. При этом, по мнению Таможни, представленные документы не позволяют сопоставить оплаты с конкретными поставками. Таможня обращает внимание, что представленные Обществом калькуляции не содержат ни сведений о виде упаковки и затратах на нее, ни сведений о сроке хранения на складе продавца. Из представленных калькуляций невозможно проверить формирование стоимости товара и полноту включения в нее всех расходов. Кроме того, Таможня обращает внимание на сведения из прайс-листа на сайте Общества. Таможня также настаивает на правильности произведенного ей расчета стоимости товара по курсу валют на дату регистрации деклараций на товары (далее - ДТ). В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы. В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом заключен внешнеэкономический контракт от 12.04.2023 № F-12042023, с компанией «followfood GmbH» (далее - контракт). На Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования (далее - ЦЭД)) Северо-Западной электронной таможни Обществом задекларированы по ДТ № 10228010/011123/5196002 с целью помещения под таможенную процедуру экспорта товары различных наименований, в том числе, товар № 3 «филе горбуши тихоокеанской...» (далее - товар). Таможенная стоимость вывозимого товара заявлена декларантом в размере 8 937 502 руб. 47 коп. По результатам контроля таможенной стоимости вывезенного товара Таможенный орган принял решение от 17.12.2023 № 10228000 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/011123/5196002. Таможенный орган определил таможенную стоимость на основании шестого «резервного» метода таможенной оценки в соответствии с пунктом 34 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694 (далее - Правила). Полагая, что у Таможни отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара, определенной обществом в ДТ № 10228010/011123/5196002, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 38, 41, 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), разъяснениями, изложенными в пунктах 10, 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление № 49), пришел к выводы о незаконности оспариваемого решения Таможни, в связи с чем удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, исследовав позиции сторон, не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни, отмены или изменения решения суда. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании пункта 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила). Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, соответствуют общим правилам определения таможенной стоимости, установленным главой 5 ТК ЕАЭС, которые обладают универсальным характером для различных таможенных операций, поскольку в своей основе ориентированы на соблюдение общих принципов и правил таможенной оценки, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994. Методы таможенной оценки предназначены обеспечить правильное таможенное обложение вывозимых товаров исходя из их действительной экономической ценности. На основании пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В соответствии с пунктом 8 Правил основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими вывозимыми товарами в значении, определенном пунктом 12 Правил. В пункте 12 Правил установлено, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары при их продаже в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 20 Правил, при выполнении следующих условий: а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение вывозимыми товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором вывозимые товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость вывозимых товаров; установлены законодательством Российской Федерации; б) продажа вывозимых товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену вывозимых товаров не может быть количественно определено; в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования вывозимых товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии с пунктом 20 Правил могут быть произведены дополнительные начисления: г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных цепей в соответствии с пунктом 14 Правил. В соответствии с пунктом 13 Правил, в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 12 Правил, не выполняется, метод 1 не применяется. В силу пунктов 9, 10 Правил в случае невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1) таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в соответствии с пунктами 27 - 29 Правил, которые применяются последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров по методу 2 и методу 3 в качестве основы определения таможенной стоимости вывозимых товаров используется расчетная стоимость вывозимых товаров по методу сложения (метод 5) в соответствии с пунктами 30 - 33 Правил. В случае, если для определения таможенной стоимости вывозимых товаров невозможно применить метод 2, метод 3 и метод 5, таможенная стоимость товаров определяется с использованием резервного метода (метод 6) в соответствии с пунктами 34 - 36 Правил. В силу пункта 35 Правил определение таможенной стоимости вывозимых товаров по методу 6 осуществляется путем гибкого применения метода 1, метода 2, метода 3 или метода 5. В пункте 8 Постановления № 49 разъяснено, что принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Таможенная стоимость товара по ДТ № 10228010/011123/5196002 скорректирована Таможенным органом исходя из стоимости товара по ДТ № 10228010/080623/5062416. Вместе с тем, судами установлено, что по ДТ N 10228010/080623/5062416 декларировался товар, требующий больших затрат на производство. Товары, задекларированные по ДТ № 10228010/011123/5196002, как и по ДТ № 10228010/121023/5178248, выпускаются без подбора филе по весу и без вакуумирования в вакуумный пакет. Суды исследовали представленную Обществом калькуляцию себестоимости товара, оборотно-сальдовые ведомости за ноябрь 2023 года по счетам 20, 21, 40, 43, 90, обороты счета 20, план счетов, производственные спецификации, выписку из учетной политики Общества о порядке оценки продукции. Суды установили, что в плановую калькуляцию себестоимости товара включены затраты на доставку и переработку сырья. Суды также исследовали представленные документы о расчетах за товар и пришли к выводу, что оплата по инвойсу от 01.11.2023 № EXP20 произведена в размере 116262 евро, что соответствует общей стоимости всех товаров по спорной ДТ. Оснований для вывода о нарушении судами норм процессуального права при исследовании и оценке представленных доказательств суд кассационной инстанции не находит. Доводы Таможни, в том числе, ссылки на сведения из прайс-листа на сайте Общества, были исследованы судами и получили мотивированную оценку исходя из совокупности имеющихся доказательств. Суды пришли к выводу, что Общество подтвердило заявленную стоимость товара, таможенный орган не доказал недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных Обществом документах. Установив изложенные обстоятельства, суды удовлетворили заявленные требования. Иная оценка Таможней представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки. Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 АПК РФ. Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2024 по делу № А56-12674/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
|