Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2025 года Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2025 года Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К., при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Медниковой А.И. (доверенность от 26.09.2023), от администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области Мирзаханян Д.Г. (доверенность от 07.04.2025), рассмотрев 02.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А56-28609/2024, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ИНН 4703083640, ОГРН 1064703000911 (далее - Администрация), 1 829 905 руб. 52 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости объема электрической энергии, бездоговорно потребленного за период с 28.11.2022 по 27.11.2023, 4799 руб. 75 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.01.2024 до даты фактического исполнения основного обязательства. Решением суда первой инстанции от 03.09.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2025, исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 03.09.2024 и постановление от 04.02.2025, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, Общество не доказало факта бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии; материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нахождение всех светильников в муниципальной собственности, их установку Администрацией, а также принадлежность светильников к уличному освещению населенного пункта; Общество не подтвердило, что опоры и сети объектов, в отношении которых составлен акт, находятся на балансе Администрации. В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, проведенная работниками Общества в отношении объекта (линии уличного освещения), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Ковалево, Центральная ул., пос. Ковалево, 1-я Жилая ул., проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии, выявила, что на объекте с 28.11.2022 по 27.11.2023 Администрация в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения потребляла электрическую энергию путем самовольного присоединения объекта к электрическим сетям Общества; по данному факту составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической электроэнергии (мощности) от 27.11.2023 № 9078836/пэк (далее - Акт от 27.11.2023). Приложением к Акту от 27.11.2023 является схема подключения освещения. В пункте 2 Акта от 27.11.2023 «Место (точка присоединения) и способ осуществления неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии» указано: от ТП 2062 не через учет электроэнергии третьих лиц; от ТП 2062 по ВЛ 0,4 кВ СИП 2*16 и ПВС 2*1,5 от линий Л-6 электроснабжения жилых домов. Акт составлен с использованием фотосъемки. Акт от 27.11.2023 подписан представителем Администрации. В пункте 9 Акта содержатся объяснения представителя Администрации о том, что на балансе Администрации светильники не стоят, отдельной линии уличного освещения нет, на момент осмотра работоспособность светильников не установлена. Объем бездоговорного потребления электрической энергии определен истцом расчетным способом в соответствии с пунктом 187 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения). На основании акта Администрации выставлен счет от 14.12.2023 № 49900041, который последняя не оплатила. В направленной Администрации претензии от 12.01.2024 № ПЭК/048/38 Общество потребовало погашения задолженности. Неудовлетворение претензии послужило основанием для начисления Обществом процентов за пользование чужими денежными средствами и обращения в арбитражный суд с иском. Суды признали исковые требования обоснованными по праву и размеру. Проверив законность принятых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующему. Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии регулируется Основными положениями. В пункте 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии. Как предусмотрено пунктами 25, 26 Основных положений, на сетевой организации лежит обязанность удостовериться в том, что все потребители заключили в письменной форме договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности). При этом в ходе предписываемых мероприятий сетевая организация выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей; принимает меры по прекращению потребления электрической энергии в отсутствие договора и по обеспечению оплаты объемов электрической энергии, потребляемой без заключенного договора лицом, потребляющим электрическую энергию, путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. По факту бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление (пункт 177 Основных положений). Обстоятельствами, подлежащими выяснению при проведении проверки, является факт бездоговорного потребления, в том числе - наличие соответствующих энергопринимающих устройств, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства, а также их принадлежность потребителю. Расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 189 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии (пункт 186 Основных положений). Объем бездоговорного потребления электроэнергии определяется сетевой организацией расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год (абзац первый пункта 189 Основных положений). Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление электрической энергии, способом, позволяющим подтвердить факт его получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 177 Основных положений, или в течение 2 рабочих дней со дня определения в порядке, установленном указанным документом, цены бездоговорного потребления электрической энергии (абзац пятый пункта 189). Лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано уплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета (абзац шестой пункта 189). Лицо, отрицающее обстоятельства бездоговорного потребления, вправе представлять в обоснование приведенных возражений доказательства, как опровергающие вышеизложенные обстоятельства, так и указывающие на совершение соответствующих действий иным лицом (статьи 9, 65 АПК РФ). В рассматриваемом случае сторонами не оспаривалось, что опоры, на которых установлены спорные светильники, принадлежат Обществу, а также то обстоятельство, что спорные энергопринимающие устройства не включены в перечень энергоснабжаемых объектов по договору энергоснабжения, заключенному Администрацией с гарантирующим поставщиком, соответствующие приборы учета электрической энергии не установлены. То обстоятельство, что фонари уличного освещения размещены на опорах, принадлежащих Обществу, не может освобождать от оплаты стоимости объема бездоговорно потребленной электрической энергии энергопринимающими устройствами. расположенными на данных опорах. Рассмотрев и оценив возражения Администрации о недоказанности принадлежности спорных светильников Администрации, а также факт установки данных светильников Администрацией на опорах, суды первой и апелляционной инстанции отклонили данные доводы исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения, в том числе организация уличного освещения. Ссылка судов на пункт 6 части 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не свидетельствует об ошибочности вывода о том, что организация и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. С учетом указанного при рассмотрении настоящего спора суды исходили из того, что организация и оплата уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления; электрическая энергия, потребляемая на нужды уличного освещения, должна оплачиваться органами местного управления, в данном случае - Администрацией. Вместе с тем, суд округа, проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела суды не учли следующее. С целью проверки доводов апелляционной жалобы о непринадлежности ряда светильников к сетям уличного освещения муниципального образования и их неиспользовании Администрацией в указанных целях, о фактическом использовании светильников исключительно для освещения частной территории, апелляционный суд протокольным определением от 10.12.2024 обязал стороны провести осмотр спорного объекта, определить географические координаты места нахождения фонарей уличного освещения, входящих в состав спорного объекта, по результатам которого составить совместный акт. Во исполнение определения 10.12.2024 Общество и Администрация провели осмотры спорного объекта. По результатам осмотра каждая из сторон спора подготовила и представила суду собственный акт, составленный в одностороннем порядке. Совместный акт составлен не был. При этом вопреки определению суда Общество в составленном им акте не указало географические координаты места нахождения фонарей уличного освещения, в то время как Администрация в своем акте такие координаты указала. Вместе с тем в приложенной к акте Администрации схеме отражено, что GPS - некорректно работает. Таким образом, точные координаты местоположения опор достоверно не установлены. Апелляционный суд на основании акта осмотра от 24.12.2024, составленного Обществом, установил, что подключение спорного объекта к электрической сети выполнено от трансформаторной подстанции (ТП) № 2062 до опоры № 1 ВЛ 0,4 кВ линии Л-6 проводом АВВГ 4х50, далее через прокалывающие зажимы проводом СИП 4х50 (сеть питания жилых домов); к сети питания жилых домов в пролете опор № 1 и 2 подключен провод питания уличного освещения СИП 1 х 16; на опоре № 5 Л-6 установлено фотореле, регулирующее время включения уличного освещения, от него провод СИП отходит в сторону фонарей на опорах № 5, 6, 6а, 7, 7а, 8, 11; на опоре № 12 Л-6 установлен фонарь уличного освещения, питание которого осуществляется через клавишный выключатель, смонтированный на заборе жилого дома № 7 по 1-й Жилой улице, от сети питания жилых домов проводом СИП 4*50; приборы учета электрической энергии отсутствуют, подключение к сети третьих лиц не установлено; договор энергоснабжения отсутствует. При этом из представленных скриншотов следует, что входящий в состав спорного объекта фонарь уличного освещения размещен на опоре № 5, которая находится вблизи здания с кадастровым номером 47:07:130218:367, в котором расположены пекарня и гостиница для домашних животных; указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1302128:369; опора, на котором размещен фонарь № 5, находится вне границ указанного земельного участка на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет. Кроме того, согласно позиции Администрации, изложенной в судебном заседании апелляционного суда 28.01.2025, фонари уличного освещения на опорах № 4, 6, 7, 8, 9 расположены на территории Ленинградской области. Оценки содержания акта, составленного Администрацией, а также приложений к данному акту суд не дал, равно как не соотнес между собой содержащуюся в актах Общества и Администрации информацию. При этом, как следует из содержания актов, стороны использовали различную нумерацию опор со светильниками, что не учтено судом при формулировании выводов. Таким образом, суды не установили всех существенных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, а именно: на установили географические координаты мест нахождения фонарей уличного освещения, входящих в состав спорного объекта, не исключили принадлежность светильников частным владельцам, использование светильников не в целях освещения спорных улиц поселения. Доказательства нахождения светильника на опоре под условным номером № 9 на земельных участках (в заборе) с кадастровыми номерами 47:07:1302128:114 и 47:07:1302128:15 в муниципальной собственности, их установки Администрацией и принадлежности к сети уличного освещения населенного пункта, обслуживание которой входит в компетенцию муниципальных органов власти, в материалах дела отсутствуют. Информация, содержащаяся в акте от 27.11.2023 № 9078836/пэк, и фотоснимки не позволяют установить действительных владельцев ряда фонарей освещения и сделать вывод о том, что лицом, осуществившим бездоговорное потребление, являлась именно Администрация. Представленные схемы расположения светильников на местности, вопреки выводам судов, не подтверждают однозначно факт потребления спорными светильниками электроэнергии исключительно в целях освещения улиц, поскольку схемы составлены без привязки к границам земельных участков. Приведенные Администрацией доводы не были подробно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им не дана надлежащая правовая оценка. Одновременно с указанным при доказанности факта бездоговорного потребления Администрацией судам следует рассмотреть вопрос об определении подлежащей взысканию стоимости расчетного объема бездоговорно потребленной электрической энергии с учетом разъяснений, приведенных в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2,3(2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2024), согласно которым в отсутствие доказательств объема фактического потребления энергии суду следует исходить из того, что стоимость расчетного объема неучтенного потребления, исчисленная исходя из предельных технических характеристик энергопринимающих устройств абонента, заменяет объем фактического потребления и не подлежит снижению. Стороны вправе представить суду расчет бездоговорного потребления исходя из предельных технических характеристик светильников, количество которых указано в приложении к Акту от 27.11.2023. После суду следует решить вопрос о возможности снижения ответственности Администрации в соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить все имеющие для дела существенные обстоятельства, дать надлежащую оценку доводам сторон, принять законное и обоснованное решение, распределить судебные расходы, включая расходы за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А56-28609/2024 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.
|