Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
17 июля 2025 г. 18:01



2

А44-1215/2024



609/2025-25023(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 мая 2025 года

Дело №

А44-1215/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
     при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мозгунова В.С. (доверенность от 12.03.2024), от публичного акционерного общества «Акрон» Виноградовой Е.В. (доверенность от 25.12.2023), Ивановой С.Ю. (доверенность от 09.01.2025), Напитовой М.Ю. (доверенность от 09.12.2024),
     рассмотрев 20.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2024 по делу № А44-1215/2024,


у с т а н о в и л:

     
     Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (190000, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к публичному акционерному обществу «Акрон» (173012, Великий Новгород; ОГРН 1025300786610; ИНН 5321029508; далее - Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере    73 264 284 руб. 41 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
     Решением суда первой инстанции от 24.09.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
     В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представители Общества просили в ее удовлетворении отказать.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом поданы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за        2020 год, в том числе первичные и уточненные № 3981340 и № 5286313.
     В соответствии с декларациями по объекту № 49-0153-000232-П Обществом задекларированы выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без названия с указанием массы выброшенных веществ в тоннах и ставкой платы «0», а также произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
     Управление, проведя проверку правильности исчисления Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период, составило акт проведения контроля от 20.04.2022 и выставило требование о погашении задолженности на сумму 75 729 675 руб. 44 коп.
     Сославшись на неисполнение Обществом указанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
     Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
     Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
     В силу статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1); платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2); платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3); при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4).
     Согласно статье 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника (пункт 1); отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год (пункт 2); плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3).
     Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 № 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а постановлением от 03.03.2017 № 255 - Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Правила № 255).
     В силу пункта 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
     В соответствии с пунктом 47 Правил № 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
     В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что взыскиваемая Управлением сумма состоит из 90 953 руб. 31 коп., начисленных за выбросы взвешенных частиц РМ2,5, и 73 186 332 руб. 56 коп., начисленных за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
     По мнению Управления, Общество обязано включить в декларацию расчет платы за выбросы взвешенных частиц РМ2,5 и РМ10 в атмосферный воздух, определив их содержание в атмосферном воздухе на основании Руководящего документа 52.04.830-2015 «Массовая концентрация взвешенных частиц PM10 и PM2.5 в атмосферном воздухе. Методика измерений гравиметрическим методом» (утратил силу; далее - РД 52.04.830-2015), Методических указаний 4.1.3242-14 «Методы контроля. Химические факторы. Измерение массовой концентрации мелкодисперсных частиц PM2,5 и PM10 в атмосферном воздухе с использованием метода лазерной дифракции, ГОСТ Р 59667-2021 «Качество атмосферного воздуха. Методика определения фракционного состава пыли оптическим методом. Расчет концентраций взвешенных частиц РМ2.5,          РМ10 в атмосферном воздухе на основе фракционного состава (далее -       ГОСТ Р 59667-2021).
     Согласно примечаниям к позиции «Взвешенные вещества» в гигиенических нормативах ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (утратили силу; действовали до 01.03.2021) к взвешенным веществам относится не дифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов. ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
     Суды указали, что для загрязняющих веществ, по которым Управлением произведено начисление платы (нитроаммофоска, кальций карбонат, кальций фторид фосфат, калий сульфат, натрий гидроксид, этилцеллозольв, карбамид, полиамид, пыль латуни) установлены ПДК, как для самостоятельных веществ.
     Судами принято во внимание, что Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля (утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74; утратили силу), а также ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» не установлена обязанность к определению размеров частиц, выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 ставки платы за выбросы веществ, в отношении которых Управлением произведено начисление в отсутствие соответствующего расчета, не установлены.
     Минприроды России в письме от 07.12.2016 № ОД-06-01-31/24868 разъяснило, что в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены, плата не исчисляется.
     При этом, как указали суды, положения РД 52.04.830-2015, устанавливающего методику измерения в целях наблюдения за содержанием взвешенных частиц  РМ2,5 и РМ10 в атмосферном воздухе населенных пунктов, предназначены для выполнения измерений при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха, а не промышленных выбросов от источников выделения в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в связи с чем применение этой методики для измерений указанных взвешенных частиц не может являться источником достоверной информации об их наличии, а ГОСТ Р 59667-2021 введен в действие с 01.01.2022 и не мог быть применен Обществом при расчете платы за 2020 год.
     В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании с Общества 90 953 руб. 31 коп., начисленных за выбросы взвешенных частиц в атмосферный воздух в 2020 году.
     Судами так же установлено, что Обществом произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, общая сумма которой за указанный период составила 3 434 990 руб. 70 коп.
     По мнению Управления, при расчете платы по объекту НВОС «Рассеивающий выпуск в Волховское водохранилище (речная часть, р. Волхов)» необоснованно в нарушение пункта 15 Правил № 255 из всего объема сточных вод вычтен фон, а также применен расчет массы сброса как для III категории объекта НВОС вместо I категории объекта НВОС. Исходя из этого, Управление предъявило к взысканию с Общества 73 186 332 руб. 56 коп. платы, начисленной за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в 2020 году.
     Согласно свидетельству от 08.12.2020 № ELU014QY, выданному Управлением, указанный объект НВОС поставлен на государственный учет объектов НВОС, как самостоятельный точечный объект НВОС III категории.
     В связи с этим для указанного объекта Обществом произведен расчет платы, как для объекта НВОС III категории, с 01 по 31 декабря 2020 года.
     Как установили суды, Общество при расчете платы использовало формулы, указанные в пунктах 17, 19 и 21 Правил № 255; объем загрязняющих веществ определялся в соответствии с нормативом допустимых сбросов (далее - НДС) и временно разрешенным сбросом (далее - ВРЗ (лимит)), которые указаны в тоннах для каждого загрязняющего вещества согласно Нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Волховское водохранилище (утверждены приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 23.04.2019    № 679), а также в соответствии с разрешениями на сбросы от 06.06.2019            № 05-04-1-С-19/20, от 23.03.2020 № 06-11-2-В-20/21.
     При этом фактический сброс равен установленному НДС для гидроксибензола, взвешенных веществ, нефтепродуктов, цинка, марганца, меди, фенола, сульфат-аниона (сульфатов), фторид-аниона, нитрит-аниона, нитрат-аниона, аммоний-иона, фосфатов (по фосфору), БПКполн, а для формальдегида, АСПАВ, свинца, никеля, железа, алюминия, карбамида (мочевины) - менее установленного НДС.
     Фактический объем сброса конкретного загрязняющего вещества в тоннах получен путем суммирования сброса в пределах НДС (равный или менее установленного НДС) и в пределах ВРС, а фактический сброс конкретного загрязняющего вещества в пределах ВРС (в тоннах) рассчитан как разница между фактическим сбросом и сбросами, равными НДС.
     Суды установили, что для расчета фактического сброса конкретного вещества Общество использовало форму 3.3 «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод» (Приложение к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205; утратил силу; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям) квартальных отчетов, предоставляемых в Невско-Ладожское бассейновое водное управление.
     Согласно примечанию к указанной форме 3.3 при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
     Аналогичное разъяснение дано Минприроды России в письме от 29.01.2020 № 12-47/2081.
     Судами также установлено, что при расчете платы Обществом применен коэффициент инфляции 2020 года, равный 1,08, и стимулирующий коэффициент 1, установленный для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов на период реализации программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов).
     В качестве обоснования применения коэффициентов Общество сослалось на постановления администрации Великого Новгорода от 30.04.2021 № 2437, от 20.12.2021 № 6594, от 16.07.2024 № 3070 и план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сброс 2019-2023 годов.
     Согласно указанным постановлениям администрации Великого Новгорода с 01.01.2020 схема водоотведения Великого Новгорода и пригородных поселений централизованная - все хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды направляются на биологические очистные сооружения (БОС), эксплуатируемые Обществом на основании договора, заключенного с администрацией Великого Новгорода.
     Между Комитетом по управлению имуществом г. Новгорода и АООТ «Акрон» заключен договор от 25.08.1994 о передаче ему во временное безвозмездное пользование БОС в целях их использования для сброса и очистки сточных вод.
     Между МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» и Обществом ежегодно, в том числе и на 2020 год, заключается договор о приеме, передаче и очистке сточных вод от организаций и предприятий всех форм собственности, расположенных на территории Великого Новгорода, на БОС.
     Согласно пункту 4 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 691, централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений, муниципальных округов или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил): объем сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), указанных в пункте 5 настоящих Правил, составляет более 50 процентов общего объема сточных вод, принятых в такую централизованную систему водоотведения (канализации); одним из видов экономической деятельности, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, организации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.
     В материалы дела представлены расчет объема сточных вод за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы, сведения МУП Великого Новгорода «Новгородский водоканал» и ООО «Новгородская коммунально-сбытовая компания» за 2018-2020 годы об объеме сброшенных сточных вод на БОС, сведения об использовании воды за 2017-2020 годы, подаваемые Обществом, а также Постоянный Технологический регламент № 7 цеха БОС, утвержденный исполнительным директором Общества и действующий до 28.12.2031, согласно которым объем сточных вод, принятых на БОС, в 2018-2020 годах составил от 62 до 64% общего объема сточных вод. При этом сбор и обработка сточных вод согласно выписке из ЕГРЮЛ является одним из видов экономической деятельности Общества.
     В связи с этим суды пришли к выводу о том, что эксплуатируемая Обществом централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения городского округа.
     Отклоняя довод Управления о том, что администрация Великого Новгорода не обозначила объекты Общества в качестве объектов централизованных систем водоотведения, суды указали следующее.
     В соответствии с частью 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014  № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.
     Исходя из того, что Обществом 25.04.2019 утвержден план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сброс в 2019-2023 годах, согласованный Управлением Росприроднадзора по Новгородской области 17.05.2019, суды указали, что данный план признается программой повышения экологической эффективности, что в силу Правил № 255 является основанием для применения коэффициентов 1.
     Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также учтя заключение по экологическому аудиту материалов по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, подготовленное ООО «Центр экологических исследований и изысканий» 06.05.2024, в котором сделан вывод о правомерности расчета платы в соответствии с поданными Обществом декларациями, суды так же пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и в части взыскания с Общества 73 186 332 руб. 56 коп. платы, начисленной за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в       2020 году.
     В связи с этим суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2024 по делу № А44-1215/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина
 В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92