Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 20.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-3» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2025 по делу № А13-12679/2024, у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-3» (160001, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 7, пом. 9; ОГРН 1073525017719; ИНН 3525195010; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; далее - Инспекция) от 21.10.2024 № 68414/1/вн о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Подшипник» (160028, г. Вологда, первый микрорайон ГПЗ-23, д. 5; ОГРН 1103525009170; ИНН 3525243087; далее - ОАО «Подшипник»). Решением суда первой инстанции от 10.12.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.02.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Инспекции является неправомерными. Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании договора управления от 01.08.2023, заключенного с собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Щетинина, д. 23, и решения Инспекции от 18.08.2023 № 6078/квл о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области с 01.09.2023 осуществляло управление указанным многоквартирным домом. Общим собранием собственников помещений принято решение, оформленное протоколом от 06.07.2024, о расторжении договора управления с Обществом и заключении нового договора управления с ОАО «Подшипник» с 01.08.2024. ОАО «Подшипник» 17.09.2024 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий. Решением Инспекции от 21.10.2024 № 6841/1/вн в отношении указанного дома из реестра лицензий Вологодской области исключены сведения об Обществе и включены сведения об ОАО «Подшипник». Общество, сославшись на то, что решение о смене управляющей организации обладает признаками ничтожности, поскольку принято собственниками ранее года с даты заключения договора управления с ним, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии оснований для внесения изменений в реестр лицензий, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15). В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в частности, сведения об адресе многоквартирного дома (подпункт «а»), об основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом (подпункт «б»). Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка № 938/пр. В пункте 5 Порядка № 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт «а»); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт «б»); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт «в»); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт «г»); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом (подпункт «д»); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт «е»). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка № 938/пр). В соответствии с пунктом 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка. Согласно пункту 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка (подпункт «а»); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (подпункт «б»). В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Согласно пункту 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в случае, указанном в части 1 данной статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ). Как предусмотрено частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не ранее чем через год с даты заключения такого договора, за исключением случаев невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или решение об изменении способа управления многоквартирным домом. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между Обществом и собственниками помещений в указанном многоквартирном доме заключен договор управления от 01.08.2023. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение, оформленное протоколом от 06.07.2024, о расторжении этого договора, об избрании управляющей организацией и заключении договора управления с ОАО «Подшипник». При этом в тексте протокола общего собрания от 06.07.2024 прямо указано, что решение вступает в силу с 01.08.2024. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что правовые последствия принятия данного решения для собственников помещений, для всех третьих лиц, в том числе для управляющих организаций и лицензирующего органа, наступили только 01.08.2024, то есть по истечении года с момента заключения договора от 01.08.2023 с Обществом. ОАО «Подшипник» заявление о внесении изменений в реестр лицензий подало в Инспекцию 17.09.2024, приложив к нему соответствующие документы, в том числе протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 06.07.2024. Каких-либо нарушений в части соблюдения порядка созыва и проведения общего собрания собственниками помещений ни Инспекция, ни суды не выявили. В ходе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Инспекция осуществила проверку, которой установила их соответствие условиям, указанным в пункте 5 Порядка № 938/пр, после чего приняла решение, предусмотренное пунктом 8 данного Порядка. Отклоняя довод Общества о том, что решение о расторжении с ним договора управления от 01.08.2023 принято ранее года с даты заключения договора, суды указали, что решение общего собрания собственников помещений вступило в силу 01.08.2024, многоквартирный дом перешел в управление ОАО «Подшипник» с 01.11.2024, а поскольку заявитель осуществлял управление многоквартирным домом в период с 01.09.2023 по 31.10.2024, смена управляющей организации произошла по истечении одного года. Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что оснований для отказа ОАО «Подшипник» для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов у Инспекции не имелось, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2025 по делу № А13-12679/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-3» - без удовлетворения.
|