Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С., рассмотрев 02.06.2025 без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А13-10060/2024, у с т а н о в и л: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 15А, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЛАВ», адрес: 162614, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Победы, д. 58, кв. 28, ОГРН 1173525033538, ИНН 352827855 (далее - Общество), о взыскании финансовых санкций в сумме 3000 руб. на основании решений от 28.02.2023 № 045S19230001121, от 09.12.2022 № 045S19220011044, от 09.07.2021 № 045S19210007730, от 09.07.2021 № 045S19210007731. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025, с Общества в соответствующий бюджет взыскано 200 руб. финансовых санкций за непредставление сведений в установленный срок по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2022 года на основании решения от 09.12.2022 №045S19220011044 (с учетом применения судом смягчающих ответственность обстоятельств), в удовлетворении остальной части заявленных требований Отделению отказано. В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа во взыскании финансовой санкции за отчетный период - июль 2022 года по решению от 28.02.2023 № 045S19230001121 и принять в данной части новый судебный акт об удовлетворении требований Отделения. Как указывает податель жалобы, на момент совершения правонарушения, а именно в сроки, установленные для представления отчетности по форме СЗВ-М за отчетный период - июль 2022 года, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), действовала норма, предусматривающая ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона. С 01.01.2023 статья 11 Закона № 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует. Однако, часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей как до 01.01.2023, так и с этой даты, имеет отсылочные нормы, констатирующие обязанность страхователя по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета, в связи с чем оснований для освобождения Общества от уплаты финансовых санкций у судов не имелось. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон, в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы Отделения. Как следует из материалов дела, на основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отделением установлено нарушение Обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М в отношении 2 застрахованных лиц за сентябрь 2022 года (сведения представлены 27.10.2022 при установленном сроке представления - не позднее 17.10.2022). Сведения индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-М с типом «исходные» за январь, февраль 2021 года представлены Обществом в установленные сроки - 01.02.2021 и 10.03.2021. Вместе с тем, 25.03.2021 Обществом представлены сведения формы СЗВ-М за названные периоды с типом «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица, которое отсутствовало в ранее представленных сведениях. Также Отделением выявлено нарушение Обществом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2022 года в отношении 2 застрахованных лиц (сведения представлены 05.01.2023 при установленном сроке - не позднее 15.08.2022). По факту допущенных Обществом нарушений срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, Отделением (его правопредшественником) составлены акты от 11.11.2022 № 045S18220012106, от 03.06.2021 № 045S18210009165, 045S18210009166, от 31.01.2023 № 045S18230000569, по итогам рассмотрения которых решениями Отделения от 09.12.2022 № 045S19220011044, от 09.07.2021 № 045S19210007730, 045S19210007731, от 28.02.2023 № 045S19230001121 Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений по пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме 3000 руб. На основании указанных решений Обществу направлены требования об уплате финансовых санкций, неисполнение которых Обществом послужило основанием для обращения Отделения в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, отклонил заявленные Отделением требования в части взыскания с Общества финансовых санкций в сумме 1000 руб. по решению от 28.02.2023 № 045S19230001121, исходя из того, что с 01.01.2023 часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственность страхователя за несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) и взыскал с Общества санкции в размере 200 руб. на основании решения от 09.12.2022 № 045S19220011044 (с учетом применения судом смягчающих ответственность обстоятельств). Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Отделения. В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ, статьей 6 и пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ Общество, являясь страхователем, обязано своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 данного Кодекса. В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность. Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом. Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года № 11-П, от 25 января 2001 года № 1-П, от 17 июля 2002 года № 13-П, от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 18 мая 2012 года № 12-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П, от 25 февраля 2014 года № 4-П, от 19 января 2016 года № 2-П и от 29 ноября 2016 года № 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть предусмотрено непосредственно в законе. В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15.04.2021 № 103п. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Закона частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусматривалась ответственность в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Переходными положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ) предусматривалось, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Как указало Отделение, сведения по форме СВЗ-М за июль 2022 года Обществом в установленный срок не были представлены, что послужило основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона. Вместе с тем суды верно приняли во внимание, что с 01.01.2023 статья 11 Закона № 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует. Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона № 237-ФЗ) определено, что финансовые санкции в размере 500 руб. применяются в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных только пунктами 2 и 2.1 статьи 11 данного Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта). Как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Поскольку в данном случае норма части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, на момент предоставления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2022 года и вынесения Отделением решения от 28.02.2023 № 045S19230001121 о наложении на страхователя финансовых санкций не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, суды обоснованно указали, что основания для привлечения Общества к названной ответственности у Отделения отсутствовали. Доводы, изложенные Отделением в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Отделения. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2025 по делу № А13-10060/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
|