Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
18 июля 2025 г. 11:36



2

А42-3550/2024



78/2025-28752(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июня 2025 года

Дело №

А42-3550/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Карсаковой И.В.,
     при участии от Санкт-Петербургской таможни Стрельниковой Л.А.  (доверенность от 09.01.2025 № 04-19/003),
     рассмотрев 05.06.2025 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и общества с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургская Химическая Компания» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2025 по делу                      № А42-3550/2024,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     Общество с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургская Химическая Компания», адрес: 193318, Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 2, лит. А, офис 525, ОГРН 1079847009703, ИНН 7811363015 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Мурманской таможни, адрес: 183032, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036, от 29.02.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) № 10317120/020422/3046777, 10311720/030422/3047003, 10317120/050522/3059454, 10317120/060522/3059947, 1037120/180422/3052361, 10317120/270422/3055884, 10317120/270422/3055944, уведомлений Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 01.03.2024 № 10210000/У2024/0003399, 10210000/У2024/0003401, 10210000/У2024/0003403, 10210000/У2024/0003405, 10210000/У2024/0003407, 10210000/У2024/0003409, 10210000/У2024/0003411 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
     Решением суда первой инстанции от 04.10.2024 признаны недействительным уведомления Таможни в части обязанности по уплате пеней, на Таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 30.01.2025 решение от 04.10.2024 оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права,  просит отменить решение от 04.10.2024 и постановление от 30.01.2015 в части признания недействительными оспариваемых уведомлений, принять по данному делу новый судебный акт  - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
     Как указывает податель кассационной жалобы, оспариваемые уведомления оформлены уполномоченным таможенным органом и соответствуют установленным действующим законодательством порядку и требованиям; данные уведомления являются документами, содержащими информацию о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей и сроке добровольного исполнения этой обязанности. Поскольку в сформированных Новороссийской таможней паспортах задолженности не имелось иного периода начисления пеней, у Таможни отсутствовали основания для начисления пеней не в полном объеме. Кроме того, пени начислялись согласно корректировкам ДТ, сформированным   Новороссийской таможней, и у Таможни не было сведений о внесении денежных средств Обществом. Помимо прочего Таможня считает, что решения Мурманской таможни о необходимости применения 5% ставки ввозной таможенной пошлины основаны на законе, поэтому решения Новороссийской таможни о возврате излишне уплаченных таможенных платежей вследствие применения нулевой ставки не могут освобождать Общество от исполнения обязанности по уплате пеней.  
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 04.10.2024 и постановление от 30.01.2015, принять по данному делу новый судебный акт  - об удовлетворении заявленных требований.
     По мнению подателя кассационной жалобы, решения Новороссийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, принятые на основании обращений, не отменены вышестоящим таможенным органом в порядке ведомственного контроля, Мурманская таможня как таможенный орган того же уровня, что и Новороссийская таможня, не имеет полномочий для проведения ведомственного контроля. Общество полагает, что Мурманская таможня, заявляя о соблюдении процедуры внесения изменений в ДТ после выпуска товара, подменила собой вышестоящий таможенный орган в части компетенции отмены решений Новороссийской таможни. Общество указывает, что Мурманская таможня не доказала необходимость внесения изменений, а лишь не согласилась с решениями Новороссийской таможни и под видом внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, отменила решения таможенного органа того же уровня. Общество заявляет, что решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2022 № 66 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях обеспечения устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 66) содержит специальное указание о его распространении на правоотношения, возникшие с 28.03.2022. По мнению заявителя, положения всего Решения № 66 имеют обратную силу, не содержат исключений и изъятий.
     В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражая против удовлетворения жалобы Общества.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие. От Мурманской таможни в суд кассационной инстанции 14.05.2025 поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие ее представителей.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом (покупатель) и AKDENIZ CHEMSON KIMYASAL URUNLER PAZARLAMA IC VE DIS TICARET A.S. (Турция) заключен внешнеторговый контракт от 17.06.2010 № К-4/10, в рамках которого на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в регионе деятельности Новороссийской таможни в период с 02.04.2022 по 06.05.2022 ввезены комплексные стабилизаторы, использующиеся для производства изделий из поливинилхлорида.
     К таможенному оформлению в целях помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» ввезенный товар предъявлен обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Транс-Бизнес-Брокер», являющимся таможенным представителем Общества, по ДТ                 № 10317120/020422/3046777, 10311720/030422/3047003, 10317120/050522/3059454, 10317120/060522/3059947, 1037120/180422/3052361, 10317120/270422/3055884, 10317120/270422/3055944. При таможенном декларировании заявлен классификационный код 3812 39 000 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), исчислены и уплачены ввозные таможенные пошлины в соответствии Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (далее - Решение        № 80).
     Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления». На дату выпуска обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполнена в полном объеме (3 454 389 руб. 31 коп. таможенных пошлин, 14 508 435 руб.         09 коп. налога на добавленную стоимость).
     В декабре 2022 года ООО «Транс-Бизнес-Брокер» от имени Общества инициировало процедуру внесения изменений в ДТ после выпуска товаров со ссылкой на Решение № 66.
     По данным заявлениям (обращениям) от Новороссийской таможни Обществом были получены решения от 29.06.2022, 14.09.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, на основании которых Обществу возвращено 5 031 523 руб. 13 коп. излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
     В дальнейшем Мурманская таможня по результатам проведенного таможенного контроля в форме проверки документов и (или) сведений в отношении товаров, задекларированных в ДТ, после выпуска товара (акт от 22.02.2024 № 10207000/210/220224/А000065) пришла к выводу о неправомерном применении к ввезенным товарам нулевой ставки ввозной таможенной пошлины. Как указал таможенный орган, к товарам, заявленным в спорных ДТ, зарегистрированных в период с 02.04.2022 по 06.05.2022, в силу пункта 3 Решения № 66 применяются установленные данным Решением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5%.
     С учетом изложенного таможенным органом 29.02.2024 в соответствии со статьей 226 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, что повлекло начисление таможенных платежей в размере 4 145 267 руб. 17 коп.
     На основании статьи 73 Закона № 289-ФЗ в адрес Общества Таможней направлены уведомления от 01.03.2024 № 10210000/У2024/0003399, 10210000/У2024/0003401, 10210000/У2024/0003403, 10210000/У2024/0003405, 10210000/У2024/0003407, 10210000/У2024/0003409, 10210000/У2024/0003411 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, в том числе 3 454 389 руб. 31 коп. ввозной таможенной пошлины, 690 877 руб. 87 коп. НДС и 627 405 руб. 22 коп. пеней.
     Общество оспорило решения и уведомления таможенных органов в судебном порядке.
     Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества в части.
     Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
     В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в ДТ указываются в числе прочих сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, включая ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
     Подпунктом 1 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
     Случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ после выпуска товаров, определены в III разделе Порядка внесения изменений (дополнений) сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок).
     В соответствии с пунктом 11.1 Порядка изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
     Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в соответствии с разделом V настоящего Порядка.
     Пунктом 21 Порядка установлено, что внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению  № 1.
     В рамках настоящего дела Обществом оспорены решения Мурманской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, принятые по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товара.
     Порядок проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, установлен статьями 324, 326 ТК ЕАЭС, статьей 225 Закона № 289-ФЗ, положениями Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 25.08.2009 № 1560.
     Утверждение Общества о том, что Мурманская таможня, заявляя о соблюдении процедуры внесения изменений в ДТ после выпуска товара, подменила собой вышестоящий таможенный орган и под видом внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, отменила решения таможенного органа того же уровня, обоснованно признано судами несостоятельным и основанным на неверном толковании норм права. Пунктом 37 статьи 237 Закона № 289-ФЗ прямо предусмотрено, что в целях принятия решений по результатам таможенной проверки проведение ведомственного контроля не требуется.
     На основании пункта 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено данным Кодексом.
     В силу пункта 2 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о ЕАЭС, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
     На дату регистрации поданных Обществом ДТ Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением № 80, для товара с классификационным кодом 3812 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС была установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости товара.
     Согласно примечанию <67С> в отношении товаров с кодом 3812 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости применяется с даты вступления в силу Решения № 66 по 30.09.2022 включительно.
     Пунктом 1 Решения № 66 установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, утвержденного Решением № 80, в отношении отдельных товаров согласно приложению, в том числе по товару с классификационным кодом 3812 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
     Подпунктом «б» пункта 2 Решения № 66 примечания к Единому таможенному тарифу ЕАЭС, утвержденному Решением № 80, дополнены примечанием 67С.
     Пункт 3 Решения № 66 предусматривает, что данное решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28.03.2022.
     Указанное решение опубликовано на официальном сайте ЕАЭС 28.04.2022 и вступило в силу 08.05.2022.
     Суды оценили и отклонили довод Общества о том, что в силу пункта 3 Решения № 66, содержащего положение о распространении решения на правоотношения, возникшие с 28.03.2022, в отношении спорных товаров, ввезенных и задекларированных 02.04.2022, 03.04.2024, 18.04.2022, 27.04.2022, 05.05.2022, 06.05.2022, применению подлежит ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.
     При формулировании выводов суды исходили из того, что пункт 3 Решения № 66 в части распространения данного акта на правоотношения, возникшие с 28.03.2022, к подпункту «б» пункта 2 не применяется и имеет отношение к иным положениям Решения № 66. Судами учтены разъяснения о применении Решения № 66, опубликованные на Правовом портале ЕАЭС (docs.eaeunion.org), согласно которым установленная Решением № 66 ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости в соответствии с примечанием к Единому таможенному тарифу ЕАЭС применяется в отношении соответствующих товаров, указанных в приложении к Решению № 66, в период с 08.05.2022 по 30.09.2022 включительно.
     На основании изложенного суды пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений Мурманской таможни и отказали в удовлетворении требований Общества в этой части.
     В то же время суды пришли к выводу, что наличие принятых Новороссийской таможней по обращениям заявителя решений от 29.06.2022, 14.09.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, на основании которых возвращены суммы уплаченных таможенных платежей, является обстоятельством, освобождающим Общество от начисления пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.
     Как установили суды, по оспоренным уведомлениям Таможни пени начислены за период с 30.06.2022 и 15.09.2022 по 01.03.2024, т.е. со дня, следующего за днем возврата Новороссийской таможней таможенных платежей. Между тем до получения решений Мурманской таможни и спорных уведомлений Общество не обладало информацией об ошибках, допущенных Новороссийской таможней при возврате таможенных платежей.
     Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.
     Приведенные в кассационной жалобе доводы Таможни сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
     В силу части 1 статьи 72 Закона № 289-ФЗ пенями признаются суммы денежных средств, которые плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
     В соответствии с правовой позицией, изложенной во втором абзаце пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона № 289-ФЗ начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона № 289-ФЗ).
     При таком положении суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав недействительными оспариваемые уведомления Таможни в части пеней, начисленных неправомерно в ситуации, когда декларантом были получены решения Новороссийской таможни от 29.06.2022, 14.09.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
     Поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда кассационной инстанции не относится, а доводы кассационной жалобы Таможни направлены, по сути, на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
     Принимая во внимание, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационные жалобы Таможни и Общества  удовлетворению не подлежат.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2025 по делу № А42-3550/2024 оставить без изменения, а кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и общества с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургская Химическая Компания» - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

Е.С. Васильева

 И.В. Карсакова

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92