Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е., при участии от публичного акционерного общества «Газпром» Карпенко П.А. (доверенность от 02.06.2020), рассмотрев 21.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щелокова Михаила Валерьевича и Шапкина Андрея Ивановича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2025 по делу № А56-115216/2023, у с т а н о в и л: Щелоков Михаил Валерьевич и Шапкин Андрей Иванович обратились в Солнечногорский городской суд Московской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества «Газпром», адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 3, стр. 1, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - Общество), 60 632 225 руб. в возмещение убытков, связанных с ограничением пользования земельным участком с кадастровым номером 50:09:0020718:581, в равных долях, а именно по 30 316 112 руб. 50 коп. в пользу каждого. Определением от 26.11.2021 указанное дело передано по подсудности в Приморский районный суд Санкт-Петербурга. Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.05.2023 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва», адрес: 117420, Москва, ул. Намёткина, д. 16, ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028 (далее - Компания). Решением суда первой инстанции от 02.08.2024 в удовлетворении иска отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2025 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Щелоков М.В. и Шапкин А.И., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 02.08.2024 и постановление от 12.02.2025, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Податели жалобы указывают на нарушение их права на участие в онлайн-заседании, считают, что выводы судов об осведомленности истцов о зонах с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) на момент приобретения в собственность земельного участка, а также о пропуске истцами срока исковой давности противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Иные лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее. Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником магистральных газопроводов, проходящих по территории Солнечногорского городского округа (свидетельства о государственной регистрации права от 30.10.2001, 24.11.2005, от 10.08.2007). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18.07.2019 по делу № А41-39565/2019 признаны незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об исключении из ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий, установленных в отношении 397 магистральных газопроводов Общества, расположенных на территории Московской области. Истцы на основании договора купли-продажи от 03.02.2020 приобрели у общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Держава» (далее - Предприятие) в собственность земельный участок площадью 36 146 +/- 67 кв.м с кадастровым номером 53:09:0020718:581, находящийся по адресу: 141532, Московская обл., Солнечногорский р-н, дер. Дурыкино, с.п. Пешковское, относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения промышленного производства, административно-торговых зданий, промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Право собственности истцов на земельный участок зарегистрировано 13.02.2020. Истцы и государственная компания «Российские автомобильные дороги» 04.12.2020 заключили соглашение № ДЗОиУИ-2020-1478 о компенсации убытков, связанных с обременением м земельного участка в виде зоны минимально допустимого расстояния от оси переустроенного (реконструированного) магистрального газопровода «КГМО». На основании указанного соглашения истцам выплачена компенсация в размере 3 526 925 руб. Ссылаясь на то, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на указанный участок наложены ограничения (обременения) прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в связи с чем участок не может быть ими использован в соответствии с видом разрешенного использования, истцы обратились в суд с иском о взыскании с Общества как собственника газопроводов в возмещение убытков, причиненных ограничением их права собственности на земельный участок в связи с установлением ЗОУИТ, 60 632 225 руб. - разницы между рыночной стоимостью участка согласно отчету от 17.11.2020 об оценке (64 159 150 руб.) и компенсацией, выплаченной по соглашению от 04.12.2020 (3 526 925 руб.). В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции от ответчика поступило заявление о пропуске истцами срока исковой давности. Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами. Подпунктом 1 пункта 2 этой же статьи предусмотрено установление ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Согласно пункту 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 этой статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 104 ЗК РФ). В силу пункта 1 статьи 57.1 ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 этой статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных статьей 57.1. По смыслу положений пунктов 2, 8 статьи 57.1 ЗК РФ убытки возмещаются юридическому лицу - собственнику земельного участка собственником сооружения, в связи с размещением которого принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории. Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 57.1 ЗК РФ, убытки, причиненные ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, возмещает орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта. В силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к ЗОУИТ могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или технологических трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов). В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ использование земельных участков ограничивается в ЗОУИТ. В соответствии со статьями 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992, и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 № 9 (далее - Правила № 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны. Как верно указано апелляционным судом, на момент ввода спорного газопровода (1963 год) отсутствовала обязанность по государственной регистрации ограничений (обременении) прав или их отражения на публичных картах не только зон с особыми условиями использования территорий, но и самого недвижимого имущества. Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 статьи 26 данного закона. До его утверждения статьей 26 Закона № 342-ФЗ определены переходные нормы. В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи. Согласно пункту 3 части 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 01.01.2028 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025 одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда. В силу части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Из анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод, что ЗОУИТ считаются установленными, если до 01.01.2025 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики. Как указано выше, в отношении зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами приняты, в частности, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2025 и являются действующими в настоящее время на основании статьи 105 ЗК РФ, Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (статьи 2, 28, 32); Закона № 342-ФЗ; Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники России от 22.04.1992 № 9 (пункты 5.6, 5.13); Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 (пункт 22); СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы». Из преамбулы и пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, Правилами № 1083, СП 36.13330.2012. В пункте 52 постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59 «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что в тех случаях, когда земельный участок был предоставлен с установленными ограничениями прав на землю или обременениями земельного участка, возмещение убытков в связи с наличием таких ограничений прав или обременений земельного участка в порядке, предусмотренном настоящим Положением, не осуществляется, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе переписку Предприятия и Компании в 2014 году, установив, что на момент приобретения истцами земельного участка ЗОУИТ были установлены нормативными актами, право собственности истцов на земельный участок зарегистрировано 13.02.2020 на основании договора купли-продажи, заключенного с Предприятием, участниками которого они являлись, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности. Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними и, по сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных обстоятельств, что на стадии кассационного обжалования недопустимо. Судом апелляционной инстанции было одобрено ходатайство истцов об участии в судебном заседании посредством веб-конференции. Согласно сведениям, размещенным в информационной системе «Картотека арбитражных дел», в том числе, видеозаписи судебного заседания 04.02.2025, возможность участия представителей истцов в данном судебном заседании посредствам системы веб-конференции апелляционным судом была обеспечена, однако представители указанных лиц не осуществили подключение к веб-конференции, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Суды двух инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2025 по делу № А56-115216/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Щелокова Михаила Валерьевича и Шапкина Андрея Ивановича - без удовлетворения.
|