Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И., при участии от открытого акционерное общества «Северсталь-метиз» Вихревой И.Г. (доверенность от 15.02.2024), рассмотрев 09.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу № А13-11671/2024, у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Северсталь-метиз», адрес: 162610, Вологодская обл., г. Череповец, ул. 50-летия Октября, д. 1/33, ОГРН 1043500252058, ИНН 3528090760 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 15А, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Отделение), от 05.07.2024 № 35012450000297 и о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов Общества. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025, решение Отделения от 05.07.2024 № 35012450000297 признано не соответствующим Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) и недействительным, на Отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, с Отделения в пользу Общества взыскано 50 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. Отделение в обоснование жалобы ссылается на неправильное толкование судами пункта 1 статьи 20.1, статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ. По мнению Отделения, в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ приведен исчерпывающий перечень не облагаемых страховыми взносами выплат. Компенсация работникам расходов в связи с прохождением предварительных медицинских осмотров на основании договоров, заключенных между работником и медицинской организацией, в данном перечне не указана. Выплаты в пользу застрахованных лиц, производимые страхователем в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, на основании положений статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, за исключением сумм, поименованных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ. Следовательно, нормы действующего законодательства с учетом их характера и механизма произведенных выплат, обязывают отнести сумму материальной помощи, выплаченной работодателем своим работникам, превышающую 4000 руб. за расчетный период, к доходам, на которые необходимо начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование в связи с тем, что материальная помощь выплачена в рамках трудовых отношений. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отделение надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Отделением проведена выездная проверка Общества по вопросу правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователем, правильности подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности за период с 01.01.2021 по 31.12.2023. По результатам проверки Отделением составлен акт выездной проверки от 30.05.2024 № 35012450000295 и принято решение от 05.07.2024 № 35012450000297 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением Общество привлечено к ответственности по статье 26.29 Закона № 125-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начислениях страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в сумме 34 руб. 01 коп., Обществу начислены пени в размере 04 руб. 97 коп., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 181 руб. 95 коп., пени и штраф. Не согласившись с решением Отделения от 05.07.2024 № 35012450000297, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные Обществом требования. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Отделения. Законом № 125-ФЗ регулируются правоотношения, связанные и исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В силу пункта 1 статьи 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования. В соответствии со статьей 3 Закона № 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 названного Закона. В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона № 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ). Статьей 20.2 Закона № 125-ФЗ установлены виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Как следует из материалов дела, в подпункте 1 решения Отделения от 05.07.2024 № 35012450000297 отражено, что в нарушение требований статей 20.1, 20.2 Закона № 125-ФЗ Обществом занижена база для начисления страховых взносов за 2023 год на сумму 5350 руб., компенсированную Обществом работникам Петрову П.В., Кудряшову А.А., Козыреву В.В., понесенных ими расходов на прохождение периодических медицинских осмотров в рамках трудовых отношений на основании договоров на оказание платных медицинских услуг, заключенных работниками с медицинскими организациями. Как указало Отделение, в соответствии с положениями статьи 213 (действовавшей до 01.03.2022) и статьи 220 (действующей с 01.03.2022) Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пункта 6, пункта 9 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н (далее - Порядок № 29н), прохождение обязательного медицинского осмотра работника должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров, и за счет средств работодателя, следовательно, иной порядок прохождения медицинского осмотра является нарушением норм, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Поскольку оплата медицинских осмотров работников осуществлялась за счет их собственных средств с последующей компенсацией таких расходов Обществом, что статьями 213 и 220 ТК РФ не предусмотрена, Отделение полагает, что такие компенсации не относятся к компенсациям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ. В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Между тем выплаты социального характера, не предусмотренные трудовым договором, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. В силу статьи 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров. Согласно статье 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются в том числе периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н утверждены перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок № 302н), действующий до 30.03.2021. Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка № 302н проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение № 3), обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в том числе в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов. С 1 апреля 2021 года вступили в силу приказ Министерства труда Российской Федерации № 988н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее - Приказ № 988н/1420н) и Порядок 29н, разработанные взамен Порядка № 302н. Таким образом, учитывая, что с 01.04.2021 действует новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденный Приказом № 988н/1420н, в соответствии с частью 4 статьи 213 ТК РФ, проводить предварительные и периодические медосмотры необходимо: при работах из разделов I - V перечня - если превышены предельно допустимые концентрации и уровни факторов на рабочем месте с подклассом условий труда 3.1 и выше; при работах из раздела VI перечня (например, подземных) - независимо от класса условий. Без учета класса медосмотры обязательны и при воздействии на работника некоторых химических веществ, в том числе аллергенов, канцерогенов. Также направлять к врачу нужно тех, кто занят на работах, указанных в приложении к Порядку № 29н. Обязательность проведения медицинских осмотров обусловлена видом деятельности Общества и характером трудовой функции конкретных работников, в связи с чем является производственной необходимостью. Данные обстоятельства Отделением не оспариваются. В данном случае спорные выплаты не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Иного Отделением не установлено и не доказано. Суды верно указали, что сумма возмещения Обществом стоимости понесенных расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинских осмотров, не является объектом обложения страховыми взносами, поскольку носит исключительно компенсационный характер. Суды, отклоняя доводы Отделения, обоснованно учли, что форма несения расходов не меняет их существа и фактического основания несения применительно к рассматриваемой установленной трудовым законодательством обязанности работодателя, а также не влечет возможность квалификации таких расходов работодателя в качестве экономической выгоды (дохода) работников. Обстоятельств того, что оказанные услуги в рамках проведенных медицинских осмотров превышали необходимый перечень услуг применительно к обязанностям работодателя по организации таких осмотров, размер компенсации не соответствовал документам, подтверждающим прохождение медицинских осмотров и оплату работниками данных услуг, Отделением в ходе проверки не установлено. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. В подпункте 2 решения Отделения от 05.07.2024 № 35012450000297 указано, что Обществом неправомерно не включены в базу для начисления страховых взносов 7000 руб., выплаченные работнику Общества Абрамовой С.В. в связи с трудной жизненной ситуацией - на дорогостоящее лечение супруга. В силу пункта 12 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Суды пришли к обоснованному выводу, что спорная выплата, не являлась объектом обложения страховыми взносами, не подлежала включению в базу для начисления страховых взносов в проверяемый период и правомерно признали, что у Отделения не имелось законных оснований для включения спорной выплаты в расчетную базу для начисления страховых взносов. Доводы жалобы о неверном применении пункта 1 статьи 20.1 и ссылки на подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ, правомерно отклонены судами, поскольку произведенные Обществом выплаты носили разовый характер, предусмотрены условиями коллективного договора, в связи с чем они не полежат включению в облагаемую базу. Вывод судов о том, что Отделение неправомерно начислило Обществу страховые взносы в сумме 181 руб. 95 коп., а также пени в сумме 04 руб. 97 коп. и штраф в размере 34 руб. 01 коп., правомерен. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительным оспариваемое решение Отделения. Доводы Отделения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, сводятся к неверному толкованию норм материального права, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и были обоснованно отклонены. Несогласие Отделения с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу № А13-11671/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
|