Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Пряхиной Ю.В., при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Беляева А.Н. (доверенность от 18.01.2024), рассмотрев 11.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-11412/2024, у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, внутригородская территория города муниципальный округ Басманный, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трансойл», адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18, лит. А, пом. 309, ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080 (далее - Общество) о взыскании 1 190 880 руб. штрафа за искажение сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной № ЭП102268 (далее - Накладная) на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав), 147 445 руб. провозной платы, а также 2 973 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.10.2023 по 11.12.2023 с их дальнейшим начислением на сумму провозной платы по дату фактической оплаты задолженности. К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Усть-Луга Ойл», адрес: 188477, Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный р-он, сельское поселение Вистинское, территория Комплекс наливных грузов, стр. 1, ОГРН 1024701420622, ИНН 4707013516. Решением суда первой инстанции от 18.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2025, в иске отказано. В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить, принять новый - об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций ошибочно отказали в признании порожнего вагона грузом для целей применения положений статьи 98 Устава; не учли, что Общество несет всю полноту ответственности за искажение в Накладной сведений о грузе, в том числе за ошибочное указание на перевозку порожнего вагона, который фактически был заполнен на треть, то есть являлся груженым, что Компания не могла обнаружить ранее прохождения спорным вагоном взвешивания. Также Компания указывает, что апелляционный суд необоснованно указал на отсутствие нормативного определения значительности или незначительности масса остатка ранее перевозимого груза. В отзыве Общество просит оставить судебные акты в силе, указывая на их законность и обоснованность. В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы жалобы. Общество и акционерное общество «Усть-Луга Ойл»о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.10.2023 Общество (грузоотправитель) по Накладной отправило со станции Лужская (эксп.) Октябрьской железной дороги на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги порожние вагоны-цистерны, в том числе вагон № 50230861. В графе 19 Накладной указано наименование груза: «Вагоны железнодорожные всякие, перевозимые на своих осях. Вагоны железнодорожные как транспортное средство перевозки грузов, имеющие более 2-х осей, порожние, не поименованные особо 99220000. Порожний неочищенный вагон-цистерна. Последний груз: 90/ООН 3082, вещество жидкое, опасное для окружающей среды, Н.У.К. (мазут с температурой вспышки более 100°С)...». Согласно графе 22 Накладной масса груза составляет 0 кг. В соответствии с графой 78 Накладной провозная плата составляет 2 994 123 руб. В пути следования на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги Компания произвела контрольное взвешивание вагонов, выявив излишек фактической массы нетто против массы нетто, указанной в Накладной, в вагоне № 50230861 - 18 650 кг. (впоследствии излишек уточнен до 18 820 кг). По данному факту Компания составила акты общей формы от 15.10.2023 № АП/1679, от 26.10.2023 № 1/4625 и коммерческий акт от 20.10.2023 № ЗСБ2307017/110. На станции отправления внесена провозная плата в размере 90 731 руб. (без НДС) за каждый из вагонов, в том числе № 50230861 При этом тариф за перевозку фактической массы перевезенного груза в вагоне № 50230861 составил 238 176 руб. (без НДС). Компания обратилась к Обществу с претензиями от 07.11.2023 № ИСХ-25538/З-С ТЦФТО и от 09.11.2023 № ИСХ-25757/З-С ТЦФТО с требованием уплатить 1 190 880 руб. штрафа на основании статьи 98 Устава и 147 445 коп. добора провозной платы по спорному вагону. Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции в иске отказал. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что она удовлетворению не подлежит. В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Как определено в абзаце втором статьи 1 Устава, Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Абзацами вторым, пятым, седьмым, восьмым и одиннадцатым статьи 2 Устава предусмотрено, что в Уставе используются следующие основные понятия: перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю); грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе; груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах; опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде; перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция). В силу абзаца десятого статьи 3 Устава положения Устава, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, применяются к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров, если иное не установлено Уставом. На основании статьи 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Из статьи 26 Устава следует, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Взвешивание грузов обеспечивается грузоотправителями при обеспечении ими погрузки. Статьей 27 Устава установлено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. В статье 119 Устава указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузоотправителей (отправителей) при осуществлении перевозок по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В соответствии со статьей 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Согласно пункту 76 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 № 374 (далее - Правила № 374), порожние вагоны, контейнеры, предъявляемые к перевозке, должны соответствовать требованиям статьи 44 Устава и положениям правил перевозок железнодорожным транспортом. Исходя из пункта 81 Правил № 374, прием к перевозке порожнего вагона крытого типа, в том числе опломбированного с наложением запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) или закруток установленного типа, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра состояния вагона (исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ, закруток, состояние стенок вагона, сливных приборов, люков и их закрытие) без проверки очистки вагона изнутри, наличия постороннего запаха внутри вагона, если иное не предусмотрено договором. Как определено в пункте 86 Правил № 374, при предъявлении груза, порожнего вагона к перевозке грузоотправитель (отправитель) должен предъявить перевозчику заполненную в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов накладную. Пунктом 143 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 № 256 (далее - Правила № 256), предусмотрено, что в графе 22 «Масса, кг» накладной, заполняемой грузоотправителем (отправителем) на станции отправления, указывается цифрами последовательно в строках: масса груза брутто (включая упаковку) для каждого груза в одной строке с наименованием груза; масса брутто контейнера (контейнеров), контрейлера. В данной графе указывается общая масса в килограммах материалов для утепления вагона, средств крепления, перевозочных приспособлений и оборудования, не включенных в массу тары вагона, примененных при перевозке груза. Из пунктов 140 и 180 Правил № 256 следует, что в графе 19 «Наименование груза» накладной, заполняемой грузоотправителем (отправителем) на станции отправления в случае перевозки порожних вагонов указывается цель их перевозки; при этом в графе 59 «Примечание» накладной указывается наименование и код груза, после выгрузки которого вагон следует. В силу пункта 2.1.25 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных протоколом заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 05.04.1996 № 15 (далее - Правила № 15), после выгрузки опасных грузов из контейнеров и вагонов грузополучатели обязаны осмотреть контейнеры или кузова вагонов, собрать и удалить из них остатки перевозимых грузов и мусор с соблюдением мер предосторожности и безопасности, а при необходимости промыть, обезвредить (дегазировать) их и снять маркировочные таблички и знаки опасности с вагонов и контейнеров. На основании абзаца четвертого пункта 2.1.26 Правил № 15, если на месте выгрузки очистка и обработка вагона или контейнера не производилась, то этот вагон или контейнер перевозится на условиях ранее перевозимого опасного груза. Из пункта 2.1.27 Правил № 15 следует, что специализированные вагоны грузоотправителя/грузополучателя (или сданные железной дорогой в аренду) и специализированные контейнеры грузоотправителя/грузополучателя (или сданные железной дорогой в аренду) после выгрузки и очистки их от остатков перевозимых в них грузов грузополучатель должен направить вместе с оборудованием на станции их назначения на условиях ранее перевозимого опасного груза по полным перевозочным документам и опломбированными. При этом оформление перевозочных документов осуществляется в соответствии с пунктом 2.1.31 Правил № 15. Пунктом 2.1.31 Правил № 15 установлено, что в случае перевозки неочищенных транспортных средств, кроме тары, содержащих остатки опасных грузов любого класса, за исключением класса 7, в накладной в графе «Наименование груза» должно быть указано: «ПОРОЖНИЙ ВАГОН-ЦИСТЕРНА», «ПОРОЖНИЙ КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА», «ПОРОЖНИЙ МЭГК», «ПОРОЖНИЙ ВАГОН», «ПОРОЖНИЙ КОНТЕЙНЕР», за которыми должны следовать слова «ПОСЛЕДНИЙ ГРУЗ» вместе с информацией о последнем перевозившемся грузе: код опасности/номер ООН, наименование груза в соответствии с настоящими Правилами, знаки опасности, причем дополнительный знак опасности указывается в скобках, номер аварийной карточки. В пункте 1.1.2 Правил № 15 указано, что в части, не предусмотренной Правилами № 15, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктами 3.3.7-3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на пятидесятом заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 22.05.2009 (далее - Правила № 50), слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера). По соглашению между отправителем и получателем очистка внутренней поверхности собственных (арендованных) вагонов-цистерн может не производиться. Железная дорога может проверить полноту слива вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа. Проверка полноты слива вагонов-цистерн, отправляемых после слива за пломбами грузополучателя по полным перевозочным документам, не производится. При обнаружении на станции назначения после слива груза вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, а также с неочищенной внешней поверхностью котла (бункера) составляется акт общей формы и вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа с остатками груза возвращаются получателю для очистки, если иное не предусмотрено национальным законодательством. После слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан: - полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама; - очистить наружную поверхность котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования, а также трафареты на вагоне-цистерне; - установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора; - когда котел вагона-цистерны остыл после разогрева, установить на место уплотнительную прокладку, плотно закрыть крышку люка вагона-цистерны; - установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа; - снять знаки опасности и оранжевую табличку, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт; - опломбировать порожний вагон-цистерну, если он должен возвращаться по полным перевозочным документам. Если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились - восстановить до ясной видимости знаки опасности и оранжевые таблички. При нарушении данных требований железная дорога имеет право не принимать от грузополучателей вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа до устранения выявленных нарушений. Согласно пункту 3.3.11 Правил № 50 перевозка порожних непромытых вагонов-цистерн после слива нефти и нефтепродуктов осуществляется на условиях ранее перевозившегося в них опасного груза по пересылочным накладным в соответствии с разделом 3.5 Правил № 50. Знаки опасности и оранжевые таблички с таких вагонов-цистерн после выгрузки не снимаются. Исходя из пункта 3.5.6 Правил № 50 (в редакции на дату перевозки спорных вагонов), собственные или арендованные вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа в порожнем состоянии перевозятся по полным перевозочным документам. При этом в графе накладной «Наименование груза» отправитель порожнего очищенного (промытого) вагона-цистерны после выгрузки опасного груза указывает: «Порожний очищенный вагон-цистерна после перевозки груза (указывается номер ООН, полное наименование груза), прибывшего по накладной (указывается номер) со станции (указывается железнодорожная станция и железная дорога) полностью слит, очищен и промыт/нейтрализован (ненужное зачеркивается)». При перевозке неочищенных вагонов-цистерн после выгрузки опасных грузов в накладной в графе «Наименование груза» должно быть указано: «Порожний неочищенный вагон-цистерна», за которыми должны следовать слова «Последний груз» вместе с информацией о последнем перевозившемся грузе: код опасности/номер ООН, наименование груза в соответствии с Правилами № 15, знаки опасности, причем дополнительный знак опасности указывается в скобках, номер аварийной карточки. Порожние вагоны-цистерны, следующие по полным перевозочным документам, пломбируются отправителем. Как определено в пункте 3.5.9 Правил № 50, в случае выявления на промывочно-пропарочном пункте вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, превышающими допустимые нормы, составляется акт о недосливе вагона-цистерны (вагона бункерного типа), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции по форме ГУ-7а. Этот акт вместе с пересылочной накладной, в которой делается соответствующая отметка о его составлении, является основанием для расследования и привлечения виновных к ответственности, а также для взыскания платы с грузополучателя за затраты, связанные с очисткой и нахождением вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа под очисткой. Пунктом 3.5.10 Правил № 50 предусмотрено, что ответственность за правильность оформления перевозочных документов, в том числе относительно наименования груза и наличия соответствующих знаков опасности, а также соблюдения условий налива, слива и очистки вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа возлагается на отправителя и получателя. Ответственность за правильное оформление перевозочных документов на порожние вагоны возлагается на отправителя порожнего вагона-цистерны. В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В рассматриваемом случае суды двух инстанций отказали в удовлетворении требований Компании о взыскании с Общества штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, и добора провозной платы, исходя из того, что наличие в порожнем вагоне остатков ранее перевозимого груза не является основанием считать такой вагон груженым и, соответственно, рассчитывать провозную плату как за перевозку груза, а равно привлекать Общество к ответственности за искажение сведений о массе груза. Вопреки мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно учли, что само по себе наличие в вагоне загрязнений, в том числе в виде остатков ранее перевозимого груза, не делает вагон, перевозимый в качестве порожнего, груженым и не требует оформления транспортной железнодорожной накладной как на вагон, в который помещен некий груз, то есть с указанием массы остатка в качестве массы груза в соответствующих графах железнодорожной накладной. По смыслу статей 2 и 95 Устава, статей 785, 793 и 796 ГК РФ грузом является материальный объект, который вверяется перевозчику и за сохранность которого он несет ответственность, а грузоотправитель и грузополучатель имеют интерес в его перевозке и сохранности. В Уставе и Правилах № 374 предусмотрены различные процедуры предъявления к перевозке грузов и порожних вагонов; участники правоотношений, возникающих из договора перевозки порожних вагонов, поименованы в Правилах № 374 как «отправитель» и «получатель», а участники правоотношений, возникающих из договора перевозки грузов, поименованы в Правилах № 374 как «грузоотправитель» и «грузополучатель». Порожний вагон не является грузом, а является железнодорожным подвижным составом, предназначенным для обеспечения осуществления перевозок (статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»), и выступает как самостоятельный предмет договора перевозки, заключаемого в целях доставки порожнего вагона в пункт назначения (под погрузку, пропарку/промывку, в ремонт, в отстой и т.д.). Остаток ранее перевозимого груза требованиям, предъявляемым к грузу как объекту договора перевозки, положениям приведенных выше норм права также не отвечает. Остаток груза и груз, принимаемый к перевозке, не являются тождественными понятиями. В свою очередь, возникновение между грузоотправителем (отправителем) и перевозчиком отношений, связанных с перевозкой груза, либо же отношений по перевозке порожних вагонов констатируется не в силу одного лишь наличия в вагоне какого-либо вещества той или иной массы, но исходя из цели перевозки и характера принимаемых на себя сторонами обязательств (доставка конкретному грузополучателю груза при обеспечении его сохранности или же перемещение вагона для его очистки, при которой сохранность и в принципе наличие в вагоне содержимого для отправителя значения не имеет). Как верно отметил апелляционный суд, доказательств того, что в отношении спорного вагона на станции отправления совершались операции погрузки после его разгрузки грузополучателем, в материалы дела не представлены. Утверждение Общества о том, что обнаруженное в вагоне вещество являлось остатком ранее перевозимого мазута (недослитого грузополучателем), Компанией также оспорено не было. Законодательство закрепляет обязанности грузополучателей груженых вагонов по производству полной выгрузки и очистки вагонов (статья 44 Устава, пункт 3.3.9. Правил № 50), пункт 2.1.25 Правил № 15, пункт 36 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2019 № 245), а также отдельную ответственность грузополучателей груженых вагонов за нарушение указанных обязанностей (статья 103 Устава). Позиция подателя жалобы сводится к тому, что при той значительности массы остатка ранее перевозимого груза, которая имела место в спорном вагоне, такой остаток становится самостоятельным грузом, однако суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил данную позицию как противоречащую нормам материального права. В соответствии с пунктом 2.16 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5, плата за порожний пробег с локомотивом Компании собственных (арендованных) вагонов определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона, то есть зависит только от тарифного класса и рода груза предшествующей перевозки и не зависит от количества остатка ранее перевезенного груза. Нормативными документами не установлена обязанность внесения отправителем сведений о массе остатка ранее перевозимого груза в железнодорожную накладную на перевозку порожних вагонов, неочищенных, следующих на условиях из-под опасного груза под погрузку. Равным образом в нормативных документах отсутствует в подобной ситуации указание на параметр значительности или незначительности массы остатка ранее перевозимого груза. Ссылка подателя жалобы на критерии признания нефтепродуктов полностью слитыми к вопросу о квалификации остатков груза в качестве самостоятельного груза отношения не имеет. В свете изложенного суд округа не находит оснований для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-11412/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
|