Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., при участии от федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» Разумова А.А. (доверенность от 18.12.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Куриленко Н.И. (доверенность от 06.06.2025), рассмотрев 23.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 по делу № А56-70301/2024, у с т а н о в и л: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры (далее - ФГБУК) «Государственный музей-заповедник «Павловск», адрес: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 20, ОГРН 1027809016234, ИНН 7822002853 (далее - Учреждение, Музей), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным решения от 27.06.2024 по делу № 44-2766/24. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ТН-Групп», адрес: 196105, Санкт-Петербург, Свеаборгская ул., д. 25, лит. А, пом. 4Н, ОГРН 1147847052550, ИНН 7810455979 (далее - Общество), акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», адрес: 119435, Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480. Решением суда первой инстанции от 10.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2025, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе (с дополнением в виде письменных пояснений) Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению Музея, из пункта 9.3 Технического задания, являющегося приложением № 1 к контракту от 26.11.2021 № 20/21-эк/смп (представленному Обществом в подтверждение опыта оказания необходимых услуг), не следует, что в обязанности подрядчика входило обеспечение сохранности объектов музейного фонда ни посредством их реставрации, ни посредством технического обслуживания систем обеспечения сохранности музейного фонда. В составе суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена отсутствующих по уважительной причине судей Кудина А.Г. и Мунтян Л.Б. судьями Алешкевичем О.А. и Аникиной Е.А., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала. В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы (с дополнением), представитель Управления возразил против доводов, изложенных в кассационной жалобе. Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.06.2024 Музеем (заказчиком) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0372200160724000053 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения безопасности объектов заказчика. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 19 896 000 руб. Закупка проводилась на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ). Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу Общества, и по результатам проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ признала жалобу обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение подпункта «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, о чем 27.06.2024 вынесено решение по делу № 44-2766/24 и выдано предписание, в соответствии с которым заказчику в срок до 30.07.2024 необходимо отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и протокол подведения итогов, составленных в ходе проведения конкурса; повторно рассмотреть вторые части заявок, поданные на участие в конкурсе; провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0372200160724000053) в соответствии с законодательством о контрактной системе; завершить процедуру закупки с номером извещения № 0372200160724000053 в соответствии с законодательством о контрактной системе. Не согласившись только с вынесенным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок. Согласно подпунктам «н» и «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: 1) информацию и документы об участнике закупки: н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. При этом согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона № 44-ФЗ при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3). В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона № 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанных требований Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571), в котором, в том числе, установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению № 2571. Согласно подпункту «б» пункта 3 Постановления № 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается с учетом положений пункта 3 названного постановления опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки». Пунктом 5 Приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки на работы, услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда: - наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно Техническому заданию, являющемуся приложением № 1 к проекту контракта, размещенному в ЕИС в составе документации закупки, услуги оказываются по техническому обслуживанию следующих систем (комплексов) обеспечения безопасности объектов Музея: 1) автоматической пожарной и охранной сигнализаций; 2) видеонаблюдения; 3) оповещения и управления эвакуацией; 4) бесперебойного электропитания; 5) интеллектуального комплекса администрирования объектов, обеспечивающий контроль и управление доступом к объектам Музея; 6) комплекса средств тревожной сигнализации; 7) турникетного комплекса; 8) комплекса средств автоматического открывания ворот. Согласно приложению № 3 к Техническому заданию, являющемуся приложением № 1 к проекту контракта, размещенному в ЕИС в составе документации закупки, техническому обслуживанию подлежат обеспечивающие безопасность и сохранность музейных предметов и музейных коллекций системы (комплексы), размещенные в следующих объектах: 1) входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Павловский дворцово-парковый ансамбль» (Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., 20): - павильон «Храм дружбы»; - павильон «Вольер»; - Павловский (Большой) дворец; - павильон «Холодная ванна»; - павильон «Пиль-башня»; - павильон «Розовый»; 2) объект культурного наследия регионального значения «дача К.К. Шмидта» (Санкт-Петербург, г. Павловск, Звериницкая ул., 29/7). При этом извещением об осуществлении закупки предусмотрены следующие дополнительные требования к участникам закупки: «Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг». Данные требования основаны на положениях вышеприведенного пункта 5 Приложения к Постановлению № 2571. В качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям участником закупки (Обществом) представлен номер реестровой записи № 1782001250321000019 и информация об исполненном контракте от 26.11.2021 № 20/21-эп/смп на выполнение работ по огнезащитной обработке чердачных помещений объектов ФГБУК государственного музея-заповедника «Царское Село» на сумму 10 500 000 руб. В Техническом задании к названной закупке указаны 15 мест выполнения работ, обозначено, что все здания являются памятниками истории и культуры федерального значения. Среди требований к подрядчику наличие лицензий: на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ; на осуществление деятельности по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Заявитель полагает, что поскольку Общество не предоставило документов и информации, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 5 раздела I Приложения к Постановлению № 2571, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, его заявка на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ подлежала отклонению. Вместе с тем, как установлено комиссией УФАС и судами двух инстанций, из содержания из пункта 9.3 Технического задания, являющегося приложением № 1 к представленному контракту от 26.11.2021 № 20/21-эк/смп, следует, что работы должны быть выполнены в зданиях музея «Царское Село», в связи с чем в обязанности подрядчика по данному контракту входило обеспечение сохранности объектов музейного фонда при производстве работ. В пункте 9.3 Технического задания перечислены все музейные помещения, доступ к которым, а также их системам безопасности имел подрядчик. Из сведений, содержащихся в пунктах 2.1 и 4.2 Технического задания, являющегося приложением № 1 к контракту от 26.11.2021 № 20/21-эп/смп, следует, что работы выполнялись в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения. Как отмечено в решении УФАС, письмом ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» от 28.06.2024 исх. № 14-16/35 подтверждается, что подрядчик (Общество) имел допуск на время проведения работ к музейным хранилищам, павильонам, галереям, к системам обеспечения безопасности и сохранения музейных предметов (пункт 9.3 Технического задания «Объем выполняемых работ»). В настоящем случае комиссия заказчика отклонила заявку Общества, указав в обоснование своего решения исключительно несоответствие названного контракта (представленного не в качестве подтверждения квалификации участника для оценки опыта, а для подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям) дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки (прежнее выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков (исполнителей) к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда). С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что у комиссии заказчика отсутствовали приведенные им основания для отклонения заявки Общества. Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200-201 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2025 по делу № А56-70301/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» - без удовлетворения.
|