Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Салтыковой С.С., судей Баженовой Ю.С., Чуватиной Е.В., при участии от администрации муниципального образования Тельмановское городское поселение Тосненского муниципального района Ленинградской области Ивашова А.М. (доверенность от 11.11.2024 № 11-11/24/1), от государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» Яковлевой К.Е. (доверенность от 28.01.2025 № 22), рассмотрев 14.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Тельмановское городское поселение Тосненского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2025 по делу № А56-48979/2024, у с т а н о в и л: администрация муниципального образования Тельмановское городское поселение Тосненского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187032, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тельмана, д. 50, ОГРН 1054700604837, ИНН 4716024747 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию «Водоканал Ленинградской области», адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), о возложении обязанности по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживанию и содержанию в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования Тельмановское городское поселение Тосненского муниципального района Ленинградской области (далее - Поселение). Определением от 20.08.2024 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089848035419, ИНН 7839394366 (далее - Комитет). Решением суда от 31.10.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2025 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 31.10.2024 и постановление от 09.04.2025, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды сделали ошибочный вывод о том, что пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правого регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения. В отзывах на кассационную жалобу Предприятие и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель Предприятия просила отказать в ее удовлетворении. Комитет извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее. Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность Поселения 27.09.2006 переданы сети водопровода, расположенные в п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер. Администрацией в соответствии с актом приема-передачи от 12.12.2018 в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Тельмана» (далее - МУП «Водоканал Тельмана») передано следующее недвижимое имущество: сети водопровода протяженностью 5430 м (кадастровый номер 47:26:0000000:39003), расположенные по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, Тельмановское городское поселение; сети водопровода протяженностью 4320 м (кадастровый номер 47:26:0000000:39318), расположенные по адресу: Ленинградская обл., Тосненский район, Тельмановское городское поселение; сети водопровода протяженностью 2832 м (кадастровый номер 47:26:0000000:39319), расположенные по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, Тельмановское городское поселение; сооружение внутрипоселковый водопровод протяженностью 4897 м (кадастровый номер 47:26:0000000:36856), расположенный по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана, Луговая ул., Полевая ул., Центральная ул., Садовая ул., Железнодорожная ул., Зеленая ул.; сети канализации протяженностью 6179 м (кадастровый номер 47:26:0000000:39013, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана; сети канализации протяженностью 1300 м (кадастровый номер 47:26:0000000:39338), расположенные по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Войскорово; канализационно-насосная станция протяженностью 71,8 кв.м (кадастровый номер 47:26:0201001:12605), расположенная по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана, д. 2-в; насосная станция питьевой воды протяженностью 50,6 кв.м (кадастровый номер 47:26:0201001:366), расположенная по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана, д. 42 б. В соответствии с постановлением Администрации от 31.01.2019 № 22 муниципальное имущество в сфере водоснабжения и водоотведения из муниципальной собственности Поселения передано в государственную собственность Ленинградской области. Распоряжением Правительства Ленинградской области от 11.06.2019 № 388-р МУП «Водоканал Тельмана» принято в государственную собственность Ленинградской области. Согласно передаточному акту от 18.12.2020, подписанному Предприятием и ГУП «Водоканал Тельмана» в связи с реорганизацией последнего в виде его присоединения, вышеуказанное имущество передано Предприятию. Таким образом, вышеуказанное имущество (сети водопроводов, канализации, насосные станции) выбыло из муниципальной собственности Поселения, перешло в государственную собственность Ленинградской области, впоследствии передано в хозяйственное ведение Предприятию. Администрация полагает, что в состав переданных сетей водоснабжения в качестве их неотъемлемой части вошло все оборудование (колодцы, задвижки, вентили, пожарные гидранты), смонтированное в процессе ввода в эксплуатацию сетей при строительстве жилого сектора в поселках Тельмана и Войскорово, в связи с чем на Предприятие возложена обязанность организовывать работу, предусмотренную пунктами 48, 54 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а именно осуществлять работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации пожарных гидрантов. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с абзацем 30 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Право собственности на имущество, передаваемое из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, возникает с даты, устанавливаемой в решениях уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственников имущества (абзац 22 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ). В соответствии со статьей 134 ГК РФ, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. Судами установлено, что объекты сферы водоснабжения и водоотведения на территории Поселения переданы в государственную собственность Ленинградской области по акту приема-передачи от 11.07.2019 и хозяйственное ведение Предприятия по передаточному акту от 18.12.2020. При этом сведения о наличии на территории Поселения в составе указанных объектов какого-либо противопожарного оборудования, в том числе пожарных гидрантов, в вышеуказанных документах отсутствуют. В пункте 3.9 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.03.2020 № 225, указано, что пожарный гидрант - это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара. Таким образом, пожарный гидрант представляет из себя устройство, присоединенное к водопроводной сети, позволяющее подключать оборудование, обеспечивающее подачу воды для тушения пожара. В рассматриваемом случае истцом не представлены доказательства, подтверждающие неразрывную связь пожарных гидрантов и водопроводных сетей, находящихся в хозяйственном ведении ответчика, в том числе какие-либо технические документы на пожарные гидранты, определяющие их характеристики. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что сети водоснабжения и спорные пожарные гидранты не являются сложной вещью и могут находиться в собственности разных лиц. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно статьям 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным Законом является расходным обязательством муниципального образования. Частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. В целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления принят областной закон Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-оэ «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области». Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части содержания противопожарных гидрантов не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению и не упоминаются в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении». Таким образом, отсутствуют основания для вывода о том, что соответствующие полномочия органов местного самоуправления перераспределены Ленинградской области. Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2025 по делу № А56-48979/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования Тельмановское городское поселение Тосненского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|