Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
16 июля 2025 г. 22:10



2

А56-23844/2023



609/2025-36605(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июля 2025 года

Дело №

А56-23844/2023

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Ивановой Л.О. (доверенность от 14.01.2025), от общества с ограниченной ответственностью «Монита» Барашкова К.В. (доверенность от 20.05.2024),
     рассмотрев 15.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монита» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023,


у с т а н о в и л:

     
     Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр.1; ОГРН 1109847015541; ИНН 7842442186; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Монита» (192102, г. Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 44, корп. 1, лит. П, ком. 5; ОГРН 1197847163095; ИНН 7816698255; далее - Общество) о взыскании в доход бюджета муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области 164 430 673 руб. в возмещение вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или в почвенной толще отходов производства и потребления, 2 117 250 руб. в возмещение вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) (с учетом уточнения исковых требований).
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 44; ОГРН 1054701273351; ИНН 4705030989), Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области» (188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138; ОГРН 1084703000656; ИНН 4703102356), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; ОГРН 1077847192609; ИНН 7842354966), общество с ограниченной ответственностью «Гриф» (188230, Ленинградская обл., г. Луга,                         пр. Володарского, д. 18; ОГРН 1034701563786; ИНН 4710024050).
     Решением суда первой инстанции от 26.09.2024 иск удовлетворен.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.
     Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом в соответствии с заданием на проведение выездного обследования от 08.08.2022 № 1-15-40458-22/З проведен осмотр территории лесного участка Гатчинского лесничества, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 47:23:0919002:1.
     Согласно протоколу осмотра от 08.08.2022 № 1-15-40458-22/З (контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами), в лесном квартале 1314 (выдел 18) Минского участкового лесничества Гатчинского лесничества (далее - лесной участок) на почве складированы отходы производства и потребления; площадь, занятая отходами на лесном участке, представляет собой территорию, по периметру с трех сторон ограниченную обводненной канавой и примыкающую к действующему полигону твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО), расположенному на земельном участке с кадастровым номером 47:23:0919002:1.
     Земельный участок с кадастровым номером 47:23:0919002:1, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи г.п. Вырица, уч. б/н, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - специальная деятельность.
     Указанный земельный участок по договору аренды от 22.08.2005 № 828 на срок 25 лет передан Обществу.
      Основным видом деятельности Общества является обработка и утилизация неопасных отходов, дополнительными видами деятельности - сбор неопасных отходов, сбор опасных отходов, обработка и утилизация опасных отходов, а также другая деятельность, связанная с отходами производства и потребления.
     Общество имеет лицензию Л020-00113-78/00114509 от 24.12.2021, выданную Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, для осуществления на земельном участке с кадастровым номером 47:23:0919002:1 деятельности по сбору (III, IV классы), транспортированию (III, IV классы), обработке (III, IV классы) и утилизации (IV класс) отходов.
     Комитетом 08.08.2022 в отношении Общества возбуждено дело                    № 40808-22/Д об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -    КоАП РФ).
     В ходе проведения административного расследования Комитетом 30.08.2022 произведен осмотр лесного участка, в ходе которого выявлено и зафиксировано в протоколе осмотра от 30.08.2022 № 40808-22/Д, что на почве лесного участка складированы отходы производства и потребления; лесной участок представляет собой территорию, примыкающую к земельному участку с кадастровым номером 47:23:0919002:1, на котором расположен полигон ТБО; отходы представлены в виде полиэтиленовых пакетов, потерявших потребительские свойства, покрышек автомобилей, строительных конструкций из древесины, упаковки из-под пищи, баллоны от монтажной пены, остатки одежды и др.; по визуальной оценке толщина отходов, размещенных на землях лесного фонда, составляет от 1 до 5 м.
     Комитетом в ходе осмотра проведены маркшейдерско-геодезические работы по определению площади, занятой отходами, и объема размещенных отходов на землях лесного фонда, а также проведен отбор проб отходов (протокол изъятия проб и образцов от 30.08.2022), в котором зафиксировано место отбора проб в соответствии с географическими координатами.
     В соответствии с определением Комитета о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении от 11.08.2022 № 40808-22/Д проведение экспертизы отобранных отходов поручено ЛОГКУ «Леноблэкомилиция», испытательная лаборатория которой имеет аттестат аккредитации NRA.RU.21АД55 (выдан Федеральной службой по аккредитации 08.10.2015); лицензия на осуществление маркшейдерских работ от 30.01.2018                      № ПМ-20-006073 выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
     Согласно отчету ЛОГКУ «Леноблэкомилиция» от 16.09.2022 № 44-Г площадь лесного участка, занятого отходами, составляет 5646 кв.м., а объем размещенных отходов - 16 209 куб.м.
     В соответствии с заключением ЛОГКУ «Леноблэкомилиция» от 21.09.2022  № 124-Э-22 отходы производства и потребления, отобранные 30.08.2022 при проведении осмотра территории лесного участка, относятся к IV классу опасности; размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составил 164 430 673 руб.
     По факту сброса отходов производства и потребления в указанном лесном квартале Комитетом в отношении Общества составлен протокол от 06.10.2022 № 40808-22/Д об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
     Постановлением Дзержинского районного суда города Санкт-Петербурга от 10.07.2023 по делу № 5-307/2023, оставленным без изменения решением Санкт-Петербургского городского суда от 17.10.2023 № 12-1061/23, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
     Комитет письмом от 03.03.2023 № К-09-510/2023 направил в адрес Общества требование с предложением добровольно уплатить сумму ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в размере        164 430 673 руб., рассчитав его размер в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика № 238).
     В связи с отклонением Обществом указанной претензии Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в частности, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
     В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).
     Согласно пункту 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
     Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
     В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1); лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
     Размер вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, исчисляется в соответствии с Методикой № 238.
     В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление  № 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях   (статьи 1 и 77 Закона № 7-ФЗ).
     Как указано в пункте 7 Постановления № 49, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона № 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
     По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона № 7-ФЗ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 8 Постановления № 49).
     В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что факт причинения вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате складирования отходов производства и потребления на указанном лесном участке подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: материалами дела об административном правонарушении № 40808-22/Д, протоколом осмотра от 14.06.2024 № 1.1-15-4-0278/2024 с приложенными фотоматериалами, постановлением Дзержинского районного суда города Санкт-Петербурга от 10.07.2023 по делу № 5-307/2023, оставленным без изменения решением Санкт-Петербургского городского суда от 17.10.2023, отчетом ЛОГКУ «Леноблэкомилиция» от 16.09.2022 № 44-Г, заключением ЛОГКУ «Леноблэкомилиция» от 21.09.2022 № 124-Э-22.
     Исходя из того, что материалами дела подтвержден факт причинения Обществом вреда почвам как объекту охраны окружающей среды в результате складирования отходов производства и потребления непосредственно на почве лесного участка, суд первой инстанции, проверив расчет ущерба, произведенный Комитетом в соответствии с Методикой № 238, пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
     Доводы Общества о том, что заключение ЛОГКУ «Леноблэкомилиция» от 21.09.2022 № 124-Э-22 является ненадлежащим доказательством, рассмотрены судами и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2025 по делу № А56-23844/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монита» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

А.Г. Кудин
 В.М. Толкунов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92