Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
21 июля 2025 г. 21:43



2

А56-127277/2023



071/2025-37271(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 июля 2025 года

Дело №

А56-127277/2023

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
     при участии от акционерного общества «Невский экологический оператор» Павловой А.О. (доверенность от 05.11.2024),
     рассмотрев 16.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛГОС-ФУДС 2012» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2024 по делу № А56-127277/2023,
     
                                                      у с т а н о в и л:
     
     акционерное общество «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, к. 2, лит. А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913, (далее - Общество, Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АЛГОС-ФУДС 2012», адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д.14, лит.А, пом. 2-Н, ОГРН 1127847391430, ИНН 7842479130 (далее - Общество, ответчик) о взыскании 740 691,27 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 30.12.2021 № 1280265-2022/ТКО за период с 01.01.2022 по 31.07.2023, неустойки в размере 181 105,99 руб., начисленной с 12.07.2022 по 30.09.2022 и с 01.10.2022 по 30.11.2023, а также пени с 01.12.2023 по день фактического исполнения обязательства от суммы задолженности     740 691,27 руб. (а в случае частичного погашения, на сумму оставшейся задолженности) в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки, а также 226,80 руб. судебных издержек и судебных расходов по уплате государственной пошлины.
     Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Эколоджи Сервисез Компани», адрес: 198207, Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д.12, лит.А, пом. 1Н, ОГРН 1207800028622, ИНН 7805763537 (далее - ООО «ЭСКО»).
     Решением суда от 10.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
     Не согласившись с судебными актами, Общество направило кассационную жалобу в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку Региональным оператором не представлены надлежащие доказательства факта вывоза с конкретной площадки отходов, образованных непосредственно Обществом. По мнению подателя жалобы, представленные суду универсально передаточные документы (УПД) таковыми не являются, поскольку они Обществу на бумажном носителе не направлялись и им не подписывались, при этом информация системы ГЛОНАС не представлена, а выписки из маршрутного журнала не содержат полной информации об оказании услуг.
     В судебном заседании представитель Регионального оператора с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
     Представители Общества, ООО «ЭСКО», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). Свою позицию изложили в отзыве.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами, АО «НЭО» как Региональный оператор на территории города федерального значения Санкт-Петербурга на основании пункта 1.3 Соглашения, заключенного с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.09.2021 начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
     Региональный оператор во исполнение пункта 8(4) и абзаца 2 пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением № 1156 (далее - Правила № 1156, Правила обращения с ТКО) в печатном средстве массовой информации газете «Санкт-Петербургские ведомости» (которое является источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга) на странице 4 выпуска от 09.12.2021, а также в свободном доступе 08.12.2021 на своем официальном сайте https:spb-neo.ru - разместил текст договора оферты, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора с датой начала действия договора с 30.12.2021.
     Поскольку Общество, осуществляющее свою деятельность по адресу: Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д.14, лит.А, пом. 2-Н, заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес Регионального оператора не направило, Региональным оператором в адрес ответчика направлен с сопроводительным письмом от 17.06.2022 № КОП/2022-11581 договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 № 1280265-2022/ТКО.
     Ответчик, подписанный договор на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от его подписания с протоколом разногласий, до настоящего времени не представил.
     В виду не подписания ответчиком этого договора, Региональный оператор на основании пункта 8(18) Правил № 1156 оказывал услугу по обращению с ТКО на условиях утвержденной типовой формы договора.
     По расчету Регионального оператора размер задолженности Общества за услуги по обращению с ТКО, оказанные в период с 01.01.2022 по 31.07.2023 в отношении спорного Объекта составил 740 691,27 руб., в связи с чем в адрес Общества направлена претензия с требованием уплатить указанную задолженность.
     Оставление Обществом претензии без исполнения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
     Суды двух инстанций, исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование Регионального оператора об уплате задолженности и пени за услуги по вывозу ТКО как по праву, так и размеру. При этом, суды учли, что неурегулированные между Региональным оператором и потребителем условия договора являются его неотъемлемой частью и действуют в редакции типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
     Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
     При рассмотрении спора по существу, с учетом факта направления 17.06.2022 Региональным оператором в адрес Общества проекта договора от 30.12.2021 № 1280265-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО (с указанием начала периода оказания услуги - с 01.01.2022) и его неподписания ответчиком, при отсутствии заявленных по условиям договора разногласий, признав, что правоотношения истца и ответчика по оказанию услуг по обращению с ТКО в спорный период (с 01.01.2022 по 31.12.2022) регламентируются Типовым договором, суды правомерно исходили из положений статьи 24.6, частей 2, 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), пункта 1 статьи 426, пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, механизма подачи заявки и заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определенного пунктами 8(4)- 8(18) Правил № 1156.
     Учитывая означенное правовое регулирование и положения пункта 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, а также упомянутый в разделе 1.1. Правил № 1156 порядок заключения договора на вывоз ТКО, суды отметили, что как таковое отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктом 5 Правил № 1156.
     Такой подход корреспондируется с Обзором судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (пункт 1), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, в котором разъяснено, что договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
     Согласно условиям типового договора - дата начала оказания услуг определена с 01.01.2022 (пункт 1.4), в виду отсутствия индивидуальных контейнеров коммерческий учет ТКО производится исходя из норматива накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (пункт 4.1); оплата услуг - до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга (пункт 6).
     Такой подход прямо следует из пункта 8(18) данных Правил: до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора и подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.11.2020                           № 301-ЭС20-15427.
     В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
     Расчет платы за услуги регионального оператора в зоне деятельности производится по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
     Согласно пункту 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с ТКО на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
     При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
     Статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
     Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
     В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
     Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
     Поскольку при подготовке проекта договора у Регионального оператора отсутствовала информация о наличии индивидуальных контейнеров, принадлежащих Обществу, Региональный оператор определил ближайшую контейнерную площадку для накопления ТКО по адресу: наб. канала Грибоедова, д.16 - контейнерная площадка с идентификационным номером 78039593.
     Материалами дела подтверждается, что фактически Региональный оператор оказал услуги по обращению с ТКО по договору № 1280265-2022/ТКО от 30.12.2021 в период с 01.01.2022 по 31.07.2023. Вывоз осуществлялся из мест (площадок) накопления, включенных в территориальную схему: контейнерная площадка с идентификационным номером 78039593 установлена в соответствии с утвержденной территориальной схемой. Объем накопления ТКО определен исходя из установленных на территории Санкт-Петербурга нормативов накопления ТКО.
     В подтверждение оказания услуг в исковой период Региональный оператор представил в материалы дела выписки из маршрутных журналов по контейнерной площадке 78039593 (листы дела 58-77).
     В свою очередь, ответчик не предоставил доказательств, что в его распоряжении имеется закрытая контейнерная площадка, обустроенная в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и которая включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
     Между тем, отсутствие возможности у потребителя организовать на своей территории отдельную площадку накопления отходов не лишает потребителя права пользоваться услугой и не означает, что услуга по обращению с ТКО ему не может быть оказана.
     В таком случае законодательство предусматривает возможность потребителя пользоваться данной услугой на любых общественных общедоступных площадках, расчет с данным потребителем осуществляется по установленному нормативу.
     Однако, несмотря на то, что оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, это не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг.
     Следовательно, на ответчика возлагается обязанность доказать, что он осуществлял складирование ТКО в ином месте накопления отходов либо услуги оказывались ему иным лицом и эти услуги им были оплачены, (т.е. ответчиком не представлено доказательств иного порядка накопления и вывоза ТКО). В отсутствие таковых, наличие возражений ответчика по расположению места накопления отходов не является основанием для отказа по оплате оказанных услуг.
     Общество в материалы дела не представило доказательства оказания услуг по вывозу ТКО в спорный период иным лицом, поскольку согласно представленным в материалам дела актам оказанных услуг (с учетом приложения №1) по договору от 01.12.2021 № 01122021АФ2012 и пояснениям ООО «ЭСКО»: в отношении объекта ответчика оказывалась услуга по вывозу отходов производства и потребления, за исключением ТКО (листы дела 12-20, 38).
     Как следствие, ответчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
     Проверив представленный истцом расчет, суды признали его обоснованным как по праву, так и по размеру.
     Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг Регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 330, статьи 332 ГК РФ и на основании пункта 22 типового Договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) начислил на образовавшуюся задолженность в сумме 740 691,27 руб. - неустойку за период с 12.07.2022 по 30.09.2022 и с 01.10.2022 по 30.11.2023 (что составило 181 105,99 руб.) и неустойку за период с 01.12.2023 по день фактического исполнения основного обязательства, рассчитанной исходя из 1/130 ставки Центрального банка Российской Федерации.
     Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным.
     Податель жалобы свой расчет не представил, заявив свое несогласие с отказом в уменьшении ее размера в порядке статьи 333 ГК РФ.
     Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении неустойки, оценив конкретные обстоятельства и представленные в дело документы, суды пришли к выводу, что заявленная истцом сумма неустойки соотносится с последствиями нарушения ответчиком своих обязательств и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств, свидетельствующих о чрезмерности (явной несоразмерности) неустойки последствиям нарушения обязательства, не представлено.
     Не оплачивая в течение полутора лет оказанные ему услуги как того требовал пункт 6 Договора, ответчик должен был предвидеть соответствующие неблагоприятные последствия в виде применения меры гражданско-правовой ответственности за несвоевременное исполнение своих обязательств.
     Необоснованное уменьшение неустойки (пеней) с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
     Решая вопрос о возможном уменьшении размера подлежащей взысканию неустойки, суд принял во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела и признал соразмерным неустойку допущенному нарушению обязательств, отметив, что само по себе превышение размера неустойки, предусмотренной договором, над неустойкой, рассчитанной исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, не может являться доказательством несоразмерности неустойки допущенному нарушению и безусловным основанием для ее снижения на основании статьи 333 ГК РФ.
     Позиция ответчика, изложенная в жалобе, сводится к необходимости переоценки установленных судами обстоятельств, их выводов по делу и не является основанием для пересмотра судебных актов, поскольку не позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального и (или) процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (статьи 286 - 288 АПК РФ).
     При изложенных обстоятельствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                   п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2024 по делу № А56-127277/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛГОС-ФУДС 2012»- без удовлетворения.
 

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92