Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
10 октября 2025 г. 12:53



2

А42-7674/2024



609/2025-49819(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2025 года

Дело №

А42-7674/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
     при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Юфимова Е.С. (доверенность от 18.06.2025), от Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Рахмановой Н.Л. (доверенность от 09.01.2025),
     рассмотрев 30.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2025 по делу № А42-7674/2024,
     

у с т а н о в и л:

     
     публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (197198, г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н; ОГРН 1057810153400; ИНН 7841312071; далее - ПАО «ТГК-1») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными акта проверки Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18; ОГРН 1025100849850; ИНН 5190109281; далее - Министерство) от 13.06.2024 № П444 и предписания от 13.06.2024 № П444/58.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Партнер плюс» (184250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Лабунцова, д. 5б; ОГРН 1135118000566; ИНН 5103300171; далее - ООО «Партнер плюс»).
     Решением суда первой инстанции от 23.01.2025 оспариваемое предписание признано недействительным, в части требований о признании недействительным акта проверки производство по делу прекращено.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.05.2025 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным оспариваемого предписания и в этой части в удовлетворении заявленных требований отказано.
     В кассационной жалобе ПАО «ТГК-1», ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
     В судебном заседании представитель ПАО «ТГК-1» поддержал доводы жалобы, представитель Министерства просила в ее удовлетворении отказать.
     Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО «Партнер плюс», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Министерством на основании решения от 15.05.2024 № П444 в период с 03.06.2024 по 13.06.2024 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО «ТГК-1» порядка расчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2023 год в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Мурманская обл., г. Кировск, ул. Комсомольская, д. 7А.
     В ходе проверки выявлено и отражено в акте проверки от 13.06.2024            № П444, что расчет платы в МКД производится по прибору учета тепловой энергии на базе преобразователя измерительного АДИ-0-1 зав. № 21602280, определяющего не количество тепловой энергии, а объем теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе на вводе в МКД, что не позволяет отнести его к общедомовому прибору учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ).
     ПАО «ТГК-1» исходя из объема теплоносителя и средней температуры в трубопроводах на источнике тепловой энергии произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за 2023 год в размере            528,33 руб./кв.м. к доначислению, в марте 2024 года собственникам помещений МКД предъявлена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из 150 руб./кв.м. и с этого периода расчет платы производится исходя из ежемесячного объема потребления коммунальной услуги, определенного на основании показателей прибора учета за 2023 год.
     Об устранении выявленного нарушения Министерство выдало ПАО «ТГК-1» предписание от 13.06.2024 № П444/58, которым возложило на него обязанность отменить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2023 год и с марта 2024 года производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
     ПАО «ТГК-1» не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого предписания, удовлетворил заявленные требования в указанной части.
     Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
     Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
     Согласно пункту 2 Правил № 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
     В соответствии с Примечанием 1 к приложению № 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам № 354 при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения: в отношении объемов коммунальных ресурсов: тепловая энергия - Гкал        (пункт «а»); в отношении нормативов потребления коммунальных услуг: отопление - Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений (пункт «б»).
     В силу абзаца второго пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
     В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что в указанном МКД установлен прибор учета тепловой энергии на базе преобразователя измерительного АДИ-0-1 зав. № 21602280, осуществляющий измерение только объема теплоносителя (объема горячей воды в куб.м.) в подающем и обратном трубопроводе на вводе в МКД, но не определяющий количество тепловой энергии в Гкал.
     В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что указанный прибор не является ОДПУ ТЭ и его показания не могут быть приняты к учету при расчете платы за отопление.
     При этом объем тепловой энергии за 2023 год определен ПАО «ТГК-1» исходя из объема теплоносителя и средней температуры в трубопроводах на источнике тепловой энергии, им произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за 2023 год в размере 528,33 руб./кв.м. к доначислению, в марте 2024 года собственникам помещений МКД предъявлена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из 150 руб./кв.м. и с этого периода расчет платы производится исходя из ежемесячного объема потребления коммунальной услуги, определенного на основании показателей прибора учета за 2023 год.
     Приняв во внимание, что в силу приведенных положений пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен производиться исходя из норматива потребления коммунальной услуги, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Министерства упомянутым нормам, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
     В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
     В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
     Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2025 по делу № А42-7674/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина
 И.Г. Савицкая

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92