Поиск Карта сайта МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
9 октября 2025 г. 14:41



7

А56-45174/2024



883/2025-50064(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 октября 2025 года

Дело №

А56-45174/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А.,  Кустова А.А.,
     при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» Криштоповой В.Ю. (доверенность от 25.07.2025 № 01-2900/25-0-0),  от государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» Лебедева А.Е. (доверенность от 17.07.2025 № 281-д), от Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Бабаева Ф.Р. (доверенность от 09.01.2025  № 14-07-12/25-0-0),
     рассмотрев 30.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 07.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2025 по делу № А56-45174/2024,
     

у с т а н о в и л:

     Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга», адрес: 195009,  Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 33, ОГРН 1037808052248,  ИНН 7804070681 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга», адрес: 191015,  Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254,  ИНН 7830000426 (далее - Водоканал), о расторжении с 01.01.2024 договора водоотведения от 10.02.2022 № 10-143172-ПС-ВО.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет).
     Решением суда первой инстанции от 07.02.2025, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2025,  в удовлетворении иска отказано.
     В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы настаивает на наличии оснований для расторжения спорного договора в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку в отсутствие доведенных до Учреждения лимитов бюджетных обязательств на 2024 год договор перестал соответствовать требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учреждение отмечает, что имеет возможность запросить дополнительное финансирование только в случае наличия соответствующей целевой статьи в бюджете. Однако Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2023 № 714-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» у администраций районов  Санкт-Петербурга соответствующая целевая статья расходов не предусмотрена, в связи с чем у Учреждения отсутствует возможность оплачивать счета, выставленные Водоканалом за 2024 год.
     В отзывах на кассационную жалобу Водоканал и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
     Учреждение представило в суд округа дополнительную правовую позицию.
     В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Водоканала и Комитета возражали против ее удовлетворения.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, между Водоканалом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - ОВКХ) и Учреждением (абонент) 10.02.2022 заключен договор водоотведения № 10-143172-ПС-ВО (далее - договор), в соответствии с условиями которого ОВКХ принимает от абонента в централизованную систему водоотведения сточные воды, обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдает режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых сточных вод и нормативы состава сточных вод, оплачивает соответствующие услуги в порядке и сроки, определенные договором.
     В соответствии с пунктом 2 договора границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объекта централизованных систем водоотведения ОВКХ и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению № 1 в отношении объекта: поверхностный сток с придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, поступающий в централизованную общесплавную и дождевую системы водоотведения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, территория Калининского района.
     Тарифы, сроки и порядок оплаты согласованы сторонами в разделе III договора.
     Стоимость оказываемых Водоканалом по договору услуг водоотведения в 2022, 2023 и 2024 годах согласована сторонами в подпункте «а» пункта 6(1) договора (в редакции протокола согласования разногласий).
     В соответствии с подпунктом «б» пункта 6(1) договора Учреждение приняло на себя обязательство по оплате Водоканалу оказанных услуг по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме.
     Согласно пункту 79 договора (в редакции дополнительного соглашения  № 6) Учреждение принимает меры для получения дополнительного финансирования в целях исполнения своих обязательств по договору в случае недостаточности суммы лимитов бюджетных обязательств.
     Договор действует до 31.12.2024 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 58, 59 договора).
     В обоснование иска Учреждение указало, что оно финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, главным распорядителем бюджетных средств в отношении Учреждения является Администрация.
     Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий отмечено, что выделение средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется исключительно на основании законодательно закрепленных полномочий соответствующих исполнительных органов государственной власти.
     Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2023 № 714-144 «О бюджете  Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» у администраций районов Санкт-Петербурга не утверждены расходы на водоотведение поверхностных сточных вод с придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
     Учреждение, ссылаясь на то, что Комитет финансов Санкт-Петербурга не довел до него лимиты бюджетных обязательств на 2024 год, позволяющие исполнить предусмотренные договором обязательства без изменения его условий, направило в адрес Водоканала проект дополнительного соглашения  № 11 к договору.
     Письмом от 15.02.2024 № 01-401/24-0-0 Учреждение уведомило Водоканал о принятии решения о расторжении договора с 01.01.2024.
     Письмом от 20.02.2024 № 03732/300 Водоканал сообщил, что будет исполнять обязательства по договору до окончания срока его действия и не имеет намерений расторгать договор.
     Поскольку стороны не достигли соглашения о расторжении договора, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
     Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, не установили совокупности обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ, для расторжения договора в судебном порядке и отказали Учреждению в удовлетворении иска.
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
     Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила  № 644),
     Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
     В пункте 2 Правил № 644 определено, что к поверхностным сточным водам относятся принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
     В силу пункта 38 Правил № 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных названными Правилами.
     Как следует из пункта 39 Правил № 644, договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения.
     Предметом договора, заключенного между Водоканалом и Учреждением, является водоотведение поверхностных сточных вод с придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, в общесплавную и дождевую системы водоотведения, расположенных на территории Калининского района и являющихся собственностью Санкт-Петербурга.
     Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
     Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
     В силу пункта 2 данной статьи, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
     1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
     2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
     3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
     4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
     В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия условий, приведенных в статье 451 ГК РФ в качестве основания для изменения или расторжения договора, возложена на Учреждение.
     Недоведение до Учреждения лимитов бюджетных обязательств не признано судами существенно изменившимся обстоятельством, влекущим за собой право требовать расторжения договора.
     Суды исходили из того, что срок действия договора не истек; Водоканал во исполнение условий договора фактически оказывает Учреждению услуги по отведению поверхностных сточных вод с земельных участков (придомовых территорий), не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов и являющихся собственностью Санкт-Петербурга; обязанность по получению финансирования (в том числе в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств) и оплате оказанных услуг по условиям договора возложена на Учреждение как абонента.
     Суд округа также принимает во внимание следующее.
     В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки (придомовые территории), не входящие в состав общего имущества многоквартирных домов, являются собственностью Санкт-Петербурга.
     Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
     От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
     Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга  от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (далее - Постановление № 1098) администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
     В силу пунктов 2.1, 3.10.1 Постановления № 1098 администрация районов реализует полномочия и функции, в том числе в сфере благоустройства; организует в соответствии с Правилами благоустройства территории  Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства  Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района.
     Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 № 145-р утверждена примерная форма устава  Санкт-Петербургских государственных казенных учреждении - районных жилищных агентств (далее - Устав).
     В соответствии с пунктом 2.1.1 Устава предметом деятельности Учреждения является материально-техническое обеспечение деятельности Администрации в сферах законности, правопорядка, безопасности, благоустройства и обращения с отходами, городского хозяйства и энергетики, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики, имущественных отношений.
     Пунктом 2.2.1.2.1 Устава к предмету деятельности Учреждения также отнесена организация содержания объектов благоустройства и элементов благоустройства в границах территории района Санкт-Петербурга.
     Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, Учреждение до настоящего времени не утратило полномочий по отведению поверхностных сточных вод с придомовых территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, и в силу пункта 39 Правил № 644 является абонентом по договору на отведение (прием) поверхностных сточных вод.
     Поскольку Учреждение не доказало наличия обстоятельств, с которыми нормы статьи 451 ГК РФ связывают возможность расторжения договора в судебном порядке, а именно, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, суды правомерно отказали Учреждению в иске.
     Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
     Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
     Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
     Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2025 по делу № А56-45174/2024 оставить  без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Калининского района  Санкт-Петербурга» - без удовлетворения.
     

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

О.А. Бобарыкина
А.А. Кустов

Журнал «Арбитражные споры»

Журнал «Арбитражные споры»

Язык и стиль судебных документов

Язык и стиль судебных документов

Сервисы

АО «Кодекс» Разработка сайта:
АО «Кодекс»
Телефон справочной службы +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия +7 (812) 314-17-92