Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 30.09.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 по делу № А42-3071/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Арктик Вуд», адрес: 184144, Мурманская область, город Ковдор, Привокзальная улица, дом 5, ОГРН 10851008000264, ИНН 5104909583 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству природных ресурсов, экологи и рыбного хозяйства Мурманской области, адрес: 183082, город Мурманск, Кольский проспект, дом 1, ОГРН 1055100201815, ИНН 5190136260 (Министерство, МПР МО), о признании аукциона, состоявшегося 26.06.2023 и организованного Министерством на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме (извещение № 22000089810000000025) по лоту № 5 недействительным, а также о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений от 06.07.2023 № 7 по лоту № 5, заключенного по результатам аукциона и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Министерства возвратить Обществу денежные средства за покупку лесных насаждений в размере 1 295 102,10 руб., а ООО «Арктик Вуд» передать Министерству, расположенное по адресу: Мурманская область, Кольский район, Зашейковское лесничество, Ковдорское участковое лесничество квартал 75 выдела 11,15,16 делянка 2 по акту приема-передачи. К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» в лице филиала Зашейковское лесничество, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу. Решением суда первой инстанции от 19.12.2024 иск удовлетворен. Постановлением апелляционного суда от 18.04.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме. Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 26.06.2023 ответчиком проведен аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства. Предметом аукциона являлось право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины. На основании итогового протокола от 26.06.2023 № U22000089810000000025-3 ООО «Арктик Вуд» признано победителем по лоту № 5 (Зашейковское лесничество, Ковдорское участковое лесничество, квартал 75, выделы 11, 15, 16, делянка 2). Между Министерством (продавец) 06.07.2023 был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 7 с ООО «Арктик Вуд» (покупатель), по условиям которого, истец обязался передать лесные насаждения, а покупатель обязался принять лесные насаждения и оплатить их. Местоположение лесных насаждений согласно пункту 2 договора, Мурманская область, Кольский район, Зашейковское лесничество, Ковдорское участковое лесничество, квартал № 75, выделы № 11, 15, 16, делянка 2. Характеристика и объем древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, указываются в приложении № 1 к договору. Схема расположения лесных насаждений приводится в приложении № 2 к договору. После подписания договора купли-продажи истцом установлено, что участок с лесными насаждениями не имеет лесовозной дороги, что фактически исключает возможность использования истцом данных территорий в хозяйственной деятельности по целевому назначению, указанному в заключенном сторонами договоре № 7 от 06.07.2023. Истцом 20.07.2023 в адрес Министерства направлен запрос за № 30/10105 с требованием обеспечить доступа к местам рубки. Письмом от 18.08.2023 № 30-05/8075-СН Министерство предложило направить в его адрес заявление на заключение соглашения об установлении сервитута, с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории с указанием цели и предполагаемого срока действия сервитута. Общество 30.08.2023 направило ответчику заявление на заключение соглашения об установлении сервитута, с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории с указанием цели и предполагаемого срока действия сервитута. Министерством 29.09.2023 направлен отказ ООО «Арктик Вуд» на заключение сервитута по мотиву наличия молодняка вокруг участка, отведенного под рубку спелых и перестойных насаждений 75 выдела 11, 15, 16, делянка № 2 в Зашейковском лесничестве Ковдорского участкового лесничества. ООО «Арктик Вуд» 07.09.2023 направило требование о возврате денежных средств уплаченных по договору в связи с невозможностью освоения лесных насаждений, подлежащих рубке. Отказ Министерства послужил основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 ГК РФ. Проведение указанного аукциона регулируется общими правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными нормами главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 8 статьи 83 ЛК РФ утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 15 и 16 Методических указаний извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения: об организаторе аукциона; о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов; о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона; о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины); об официальном сайте, на котором размещена документация об аукционе; о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка либо договор купли-продажи лесных насаждений. Документация об аукционе, помимо сведений, указанных в извещении об аукционе, должна содержать: сведения, касающиеся лесного участка или подлежащих заготовке лесных ресурсов; кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений; сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона (шаге аукциона); сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи; сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка; проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений. В силу пункта 18 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (редакция, действующая в период рассматриваемых правоотношений в отношении заявителя; далее - Правила заготовки древесины), отвод и таксация лесосек осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами и субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с части 4 статьи 29.1 ЛК РФ на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Пунктом 15 Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного приказом Минприроды России от 17.10.2022 № 688, данные отвода лесосеки фиксируются в ведомостях перечета деревьев, ведомости учета подроста и в сводной информации содержащей сведения о местоположении и общей характеристике лесосеки, а также информацию о контуре лесосеки и привязке, с учетом требований, указанных в пунктах 82 - 84 Порядка. Сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, полученные по результатам отвода и таксации лесосеки, указываются в составе сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки. В силу пункта 27 Порядка результаты отвода лесосеки формируются в виде сводной информации, содержащей сведения о местоположении и общей характеристике лесосеки, а также информацию о контуре лесосеки и привязке (абрис и экспликацию лесосеки). Главой III Порядка определены особенности проведения таксации лесосек при проведении сплошных рубок, в частности методом сплошного перечета, путем закладки пробных площадей при таксации лесосек ленточным перечетом, круговыми реласкопическими площадками, круговыми площадками постоянного радиуса. Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе карточку аукционной единицы, материалы прокурорской проверки, установили, что в связи с заявкой Общества Лесничество организовало работу по отводу лесосеки, подлежащей освоению под заготовку древесины, однако отразило недостоверную информации о лесном участке, выставляемом на аукцион в целях заключения договора купли-продажи лесных насаждений, в виде его характеристик (характеристика полностью соответствует таксационному описанию лесного участка, проведенного более 20 лет назад) и сведений об обустроенных лесных дорогах/ подъездов к месту заготовки древесины в виде - грунтовой дороги - 45 км. Судебные инстанции, ссылаясь на письмо Министерства от 18.08.2023 № 30-05/8075-СН указали на отсутствие дороги, в связи с чем истцу было предложено обратиться в Министерство для заключения соглашения об установлении сервитута, что и было осуществлено ООО «Арктик Вуд», однако в установлении которого было отказано письмом от 29.09.2023 № 30-05/9615-СН. Ввиду изложенного суды обоснованно признали недействительным аукцион по извещению № 22000089810000000025 по лоту № 5. Вопреки статье 65 АПК РФ доказательств обратного Министерство не представило. Судебные инстанции, исходя из части 2 статьи 449 ГК РФ, установив, что спорный лесной участок был передан по акту приема-передачи истцу 06.07.2023, Общество уплатило денежные средства ответчику за покупку лесных насаждений в размере 1 295 102,10 руб., что подтверждается платежным поручением, в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обоснованно признали правомерным требования истца об обязании Министерства возвратить ООО «Арктик Вуд» денежные средства за покупку лесных насаждений в размере 1 295 102,10 руб., а Общество должно передать Министерству лесные насаждения, расположенные по адресу: Мурманская область, Кольский район, Зашейковское лесничество, Ковдорское участковое лесничество квартал 75 выдела 11,15,16 делянка 2 по акту приема-передачи. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа. п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 по делу № А42-3071/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области по делу - без удовлетворения.
|